Люди все больше болеют

25 мар, 11:28

Растут мировые продажи лекарств. Объем мировых продаж лекарств с февраля 2004 по февраль 2005 г. вырос на 7%, впервые достигнув 550 млрд долл., сообщила информационная компания IMS Health, специализирующаяся на исследованиях в фармацевтической индустрии. Вопреки мнениям некоторых аналитиков, говорящих о тенденции к спаду в мировой фармацевтике, рост продаж отмечен на всех основных рынках. В частности, в Северной Америке, на долю которой приходится около 45% от всего объема рынка лекарств, продажи увеличились на 8%, достигнув 248 млрд долл. По словам участников рынка, рост продаж во многом обусловлен бурными темпами развития инноваций в биотехнологиях. Кроме того, люди стали больше болеть и больше тратить на лечение, покупая более дорогие препараты. Продажи в странах Европейского союза в прошлом году составили 144 млрд долл., увеличившись на 6%, в то время как во всех остальных европейских странах рынок «прирос» на 12%, до 9 млрд долл. Японский фармацевтический рынок ежегодно стабильно растет на 2%, его объем составил в 2004 г. 58 млрд долл. В целом же на рынки США, Канады, Японии и стран Европы пришлось 88% мировых объемов продаж лекарств, сообщили в IMS Health. Самый высокий темп прироста рынка уже несколько лет показывает Китай – в 2004 г. продажи увеличились на 28%, до 9,5 млрд долл. Сегодня занимающий девятую строку среди крупнейших фармацевтических рынков Китай, прогнозируют эксперты, может стать восьмым к 2008 г. «В мире рост фармацевтической отрасли происходит за счет препаратов, которые применяются при болезнях или состояниях, которые больше всего беспокоят население», – сказал в беседе с RBC daily исполнительный директор компании «Фарм-Эксперт» Николай Демидов. По данным IMS Health, по объемам продаж на мировых рынках лидируют средства против избыточного содержания холестерина в крови: выручка в данном сегменте мирового рынка составила 26,6 млрд долл., что на 11,7% больше показателя 2003 г. Препарат Lipitor производства Pfizer Inc. остался самым популярным в мире, объем его продаж составил 10,6 млрд. «В России самые продаваемые лекарства – ненаркотические анальгетики, которые в стоимостном выражении занимают около 4% розничного рынка, а в натуральном – около 9%», – отметил Николай Демидов. Антицеллюлитные препараты остаются второй по объемам продаж группой, однако в прошлом году их продажи «прибавили» только 1% из-за перевода препарата Prilosec в безрецептурную группу в США. Кроме того, отмечается в исследованиях IMS Health, в 2004 г. продажи лекарств онкологической группы динамично выросли на 17%, обогнав антидепрессанты, и достигли 24 млрд долл. Продукты биотехнологии пока занимают около 10% в мировых продажах в 2004 г. Однако, по прогнозам аналитиков, в ближайшие 5 лет их доля будет постепенно увеличиваться. С точки зрения динамики развитие мирового фармацевтического рынка имеет циклический характер с периодом примерно в 12-15 лет, считают эксперты. По словам исполнительного директора «Фарм-Эксперта», на рост отрасли заметно влияет введение новых, революционных препаратов. «Это мощный толчок для развития рынка, особенно в странах с высокой покупательной способностью населения, где государство осуществляет большие затраты на медицину», – отметил он. Как рассказала RBC daily директор департамента маркетинговых исследований компании RMBC Виктория Соколова, немаловажными факторами влияния на рынок являются внешняя инфляция, динамика макроэкономических показателей развития рынка, различные программы правительства в области фармацевтики, изменение общих макроэкономических показателей, среди которых ВВП, доход на душу населения и другие. «Влияют также и структурные изменения внутри самого рынка, например, переход на «дженерики» – дешевые аналоги известных лекарств», – добавила она. Мнения экспертов относительно результатов исследования IMS Health, сделавшей вывод о положительной динамике мирового фармацевтического рынка, разделились. Аналитики компании «Фарм-Эксперт» считают, что рост в 7% для общемировой тенденции в такой старой отрасли, как фармацевтика, – достаточно хорошая динамика. «Даже такие негативные факторы, как появление неудачных лекарств, имеющих неожиданные серьезные побочные эффекты, хотя и влияют на ситуацию в целом, однако не столь значительно, рынок все равно продолжает расти», – сказал Николай Демидов. В свою очередь Виктория Соколова подчеркнула, что высокие показатели роста в отрасли могут быть связаны с падением курса доллара относительно евро и других валют, если говорить о номинальной цене на лекарства. Аналитики отмечают также некоторое замедление темпов роста фармацевтического рынка в последние годы из-за конкуренции с компаниями, производящими «дженерики», на которые в прошлом году пришлось более 30% потребления в США, Германии, Канаде и Великобритании. Еще несколько лет назад выручка фармацевтических компаний росла на десятки процентов в год. Говоря о причинах роста продаж лекарств и увеличения спроса на них, эксперты отмечают также, что люди стали больше болеть из-за влияния техногенных факторов, ухудшения экологии, а в ряде развитых стран ярко выражено старение населения. «Рост потребления лекарств в развитых странах связан, в первую очередь, с тем, что люди покупают все более дорогие, инновационные лекарства. Большинство фармацевтических компаний ежегодно разрабатывают и выпускают на рынок десятки новых дорогостоящих лекарств категории life-saving (жизненно важных), которые благодаря продуманным кампаниям быстро внедряются на рынок», – считает Николай Демидов. Еще один фактор роста отрасли – постепенное повышение цены упаковки для лекарств, как рецептурных, так и отпускаемых без рецепта. В частности, по словам эксперта, в России средняя стоимость упаковки лекарств ежегодно увеличивается на 20-25% (в долларовом исчислении). Фармацевтический рынок растет также и благодаря развитию сегмента биологически активных добавок (БАД). Как отмечают аналитики, несмотря на известный скептицизм российских покупателей относительно лекарств и БАД, рынок биодобавок растет в России в среднем в два раза быстрее, чем рынок лекарственных препаратов. Видимо, это связано с тем, что в России, странах СНГ и Восточной Европы легче зарегистрировать БАД, причем на них не распространяются ограничения на торговые наценки. Ольга Соколик RBCdaily.

Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/9149.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua