Вячеслав Коваль: Выборы-2006 будут более демократичными, чем все предыдущие
11 окт, 14:31
Скитания Украины и ее народа, поиск своего места на международной арене - процесс длительный. И сколько он будет продолжаться - вопрос спорный. Народный депутат Украины, руководитель фракции Народный Рух Украины Вячеслав Коваль считает, что из сорока лет пути, отведенных Моисею для вывода своего народа из пустыни, Украина прошла двадцать. Осталось еще столько же...
- Вячеслав Станиславович, в чем причины раскола фракции "Наша Украина" и выхода из нее Народного Руха? Были ли они исключительно технического характера?
- Закон о выборах народных депутатов Украины предусматривает, что партии, участвующие в избирательном процессе, должны иметь парламентские фракции. Без этого мы можем оказаться в конце партийной шеренги. Партии, у которых есть свои фракции, принимают участие в выборах a priori и могут вносить свои предложения относительно состава избирательной комиссии. Поэтому Народный Рух Украины и предпринял это необходимое политическое решение.
- То есть выход из фракции "Наша Украина" Народного Руха не означает, что вы пойдете на выборы отдельно?
- Это пока вообще ничего не означает. Блок, в который бы официально входил НРУ, еще не сформирован, окончательное решение по этому поводу еще не принято. Хотя НРУ уже выступал с предложением о консолидации демократических сил. Мы считаем, что парламентские выборы должны объединить те силы, которые стоят на позициях платформы Президента Украины. Нужно создать как можно более широкую коалицию близких нам партий, которая, скажем, условно бы называлась блоком Виктора Ющенко, и вместе идти на выборы.
- Кто, на ваш взгляд, помимо известных партий, может войти в эту коалицию?
- Коалиция может формироваться на основе блока "Наша Украина" -2002, правда, более расширенного, в который, скажем, входила бы помимо прочих политических сил и Народная партия Литвина. У всех нас немного отличаются идеологии: НСНУ больше либеральная партия, мы - национал-демократическая. Но это не помешает нам объединиться вокруг программы Президента и попробовать осуществить организованное сотрудничество ветвей власти.
- Вы хотите, чтобы коалиция демократических сил была создана исключительно "под выборы" или чтобы входящие в нее силы продолжали сотрудничать и в дальнейшем?
- После победы Ющенко на выборах мы допустили ошибку, не сформировав в парламенте большинство. После выборов 2006 года ее нужно исправить: большинство будет поддерживать законопроекты Президента и правительства, а меньшинство - выдвигать альтернативные идеи, и уже на следующих выборах народ реально сможет выбрать, какие из них ему ближе.
- Президент выступает за демократию. А разве демократично, что новое правительство преобладающе "оранжевое"?
- На мой взгляд, новое правительство выглядит более или менее коалиционным: там представлены все силы, начиная от социалистов до Народного Руха Украины. Но это правительство, скорее всего, временное, хотя не хочется употреблять это слово. Новое же правительство будет формировать парламентское большинство после выборов.
- В чем вы видите причины кризиса прежнего правительства?
- В том, что произошло, ничего удивительного нет. Это нормальный процесс самоочищения власти. У нас, возможно, срабатывает ностальгия по советским временам, когда генсекретари менялись только тогда, когда их выносили вперед ногами. Я лично не вижу ничего плохого в том, что Президент поменял состав Кабмина.
Хорошо, что это происходит у всех на глазах, ничего ни от кого не скроешь. Я не думаю, что сильное правительство сформировать просто, более того, я не думаю, что новое правительство станет оптимальным и удовлетворит амбиции всех заинтересованных политических сил. Убежден, что кандидатуры от НРУ больше подходили бы на те или иные должности в правительстве. Но это процесс творческий, Президенту решать, кого назначать. В любом случае смена правительства была объективной реальностью. Мы все знали о противоречиях в кабинете Тимошенко.
- Ющенко, наверное, тоже видел эти противоречия, причем с самого начала. Как вы думаете, почему он набрал такую разношерстную команду?
- Президентская команда и Президент – это две разные вещи! Мы тоже по-разному относимся к Виктору Андреевичу и к его окружению. Возможность сохранения коалиции "Сила народа" как единого блока была очень спорной: разные политические идеологии, разные по своим амбициям люди. Но ничего страшного в этом не было. Тогда была одна проблема: выборы главы государства, которую коалиция успешно решила. Потом выяснилось, что некоторые личности не могут вместе работать. Вот и все.
- Как вы относитесь к Меморандуму согласия между властью и оппозицией?
- Это право Президента подписывать такие соглашения. Он, как гарант нации, должен объединить разнополюсные силы. Я не вижу в этом меморандуме постулатов, которые бы я лично и наша партия не поддерживали. Фактически подписание этого документа является признанием победы Ющенко на выборах донецким или, как мы говорим, бело-голубым лагерем. Сейчас ни у кого уже нет сомнений в том, что Ющенко - легитимно избранный Президент.
- На прошлой неделе, во время выступления Президента по нескольким каналам, как говорили и писали многие СМИ, мы увидели "прежнего" Ющенко. Считаете ли вы, что со времен Майдана Ющенко изменился?
- Я не считаю, что это был удачный выход Президента. Во-первых, мне не понравилось, что это была запись, а не прямой эфир. Во-вторых, я не услышал от него никаких новых идей, которые он должен был сказать народу. Но все мы учимся демократии. И Президент тоже учится, поверьте. Моисей сорок лет водил людей по пустыне, пока все изменилось. У нас, если считать с 1985 года, когда началась перестройка, прошло двадцать лет. Осталось еще столько же. Еще двадцать лет нам надо прожить, чтобы стать на цивилизованные принципы общества.
- Будут ли, по-вашему, предстоящие выборы демократичными?
- По крайней мере, они будут более демократичными, чем все предыдущие. Не совсем убежден, что мы сумеем избавиться от админресурса, думаю, все же он будет присутствовать, но не так ярко выраженно. Однако с приходом Ющенко у многих появилась надежда, что все изменится к лучшему. Одна из заслуг Майдана в том, что мы встали с колен. Нужно теперь учиться ходить.
- А ваше отношение к идее повысить избирательный барьер?
- Не думаю, что эта идея сможет реализоваться. Лично мое мнение: четыре процента - это нормальный избирательный барьер. С одной стороны, идея о его повышении - хороший политологический ход, сориентированный на укрупнение политических партий. Но у нас еще не произошло объединения родственных политических сил. Только когда это произойдет, можно говорить о повышении барьера. Рациональное зерно в этой идее есть, но время для нее еще не пришло.
- Как складываются отношения у вашей партии с сыном покойного Вячеслава Чорновола Тарасом?
- Никак. У меня на этот счет личные причины. Возможно, на судьбе Тараса сказалось то, что его воспитывал не отец, Вячеслав Максимович. Давайте не будем об этом, думаю, это тема для отдельного интервью.
- Вы заместитель председателя комитета по вопросам регламента, депутатской этики и организации работы ВР Украины. Какие вопросы считаете наиболее актуальными?
- Нужно учиться вести дискуссии. Общество имеет разные взгляды. Но дискутировать нужно так, чтобы люди оценивали народных депутатов как представителей государственного органа, где действительно собираются высококультурные люди с высоким коэффициентом интеллекта. К сожалению, сейчас, по сути, парламент - это митинг. А на митинге может быть все.
- Комитет применял какие-то меры относительно депутатов, саботировавших работу парламента в конце прошлой сессии?
- Мы не следственный орган, но если бы были поданы заявления, в которых аргументированно доказывалась бы неправомерность действий того или иного депутата, мы могли бы их рассмотреть и вынести решение, вплоть до отстранения от работы.
Наталья Мелещук, "CN-Столичные новости"
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/90503.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua