Бюджетная струна. Играя на ней, можно прикупить голоса
20 окт, 14:15
Сегодня украинский парламент приступает к обсуждению проектов государственного бюджета на 2006 год. Тут нет оговорки - на этот раз их два. Правительственный проект, который, похоже, не нравится никому, а также парламентского комитета по бюджету, который не устраивает правительство. Предстоит очень острая дискуссия, которая усложняется не столько даже недостатками или просчетами представленных проектов, сколько политическим моментом - "выборы".
Насколько высок накал в зале, где принимают решения украинские парламентарии, свидетельствуют алогичные и даже самоубийственные для страны и ее бюджета попытки приостановить начавшийся конкурс по продаже "Криворожстали", предпринятые накануне бюджетных баталий. Похоже, все, кто принимал нашумевшие постановления и проекты законов, хорошо осознают, во что может вылиться не только удачная, но и неудачная попытка подорвать этот конкурс и сам процесс приватизации в стране. В другое время многие из них, поразмыслив, отказались бы от столь радикального хода. Но в минувший вторник они уже не думали - они боролись за будущие депутатские мандаты. На развалинах.
Скорее всего, такой же будет и идеология продолжающегося бюджетного процесса. Прежде, и даже в сложнейшей обстановке вокруг бюджета-2005, который обсуждался в период, когда страна еще не остыла от оранжевой революции, народные избранники, в том числе и из числа самой непримиримой оппозиции, не позволяли себе идти до конца - вопреки общепринятой формуле, которая утверждает, что даже плохой, но принятый в срок бюджет лучше для страны, чем никакого бюджета. Сейчас же, на что указывает и криворожская коллизия, эта формула может быть в интересах политической целесообразности отброшена. Задача стоит так: выиграть в политическом противостоянии, которое камуфлируется уже надоевшей дискуссией о том, принимать ли снова бюджет проедания или же выходить наконец на бюджет развития.
Каждая из политических сил подтягивает к парламенту группы поддержки. Цель - выбить деньги, по сути, на подкуп своего электората. В четверг в столицу по призыву профсоюза угольщиков (лидер народный депутат Виктор Турманов) прибудут шахтеры. Они требуют своевременной выплаты зарплаты, а также более чем пятимиллиардного бюджетного финансирования. Четырнадцатимиллиардной бюджетной поддержки требуют аграрии, а вернее Народная партия во главе со спикером парламента. Вчера лидер парламентской фракции народников Игорь Еремеев угрожал, что в случае отказа они не проголосуют за проект госбюджета. Да уж, самое время вспомнить о "сильной руке".Миллиард, недоплаченный столице, очевидно, попытаются получить от Верховной Рады и Минфина киевские профсоюзы. Много претензий к минфиновскому проекту и со стороны органов местного самоуправления, которые по примеру Киева, готовы всячески отстаивать свои интересы. Цена их требований, также озвученных Еремеевым, 10,7 миллиарда гривен. Соответственно, и у каждого отдельного депутата также найдутся претензии и требования, обоснованные таким довольно размытым термином, как "народные нужды". За которыми, как известно, зачастую стоят не интересы налогоплательщика, а вполне конкретных компаний.
Пытается активно участвовать в бюджетном процессе и Федерация профсоюзов Украины. Накануне первого бюджетного заседания в парламенте она провела общественные слушания, на которых обвинила правительство в уклонении от диалога по поводу социальных стандартов, являющихся, по мнению ФПУ, наряду с макропоказателями исходными пунктами для формирования проекта бюджета. Крупнейшее профобъединение страны отмечает, что правительство внесло в парламент проект бюджета, составленный на основе искусственно заниженных и фактически сфальсифицированных размеров этих стандартов, в частности минимального прожиточного уровня, который, по мнению профсоюзов, должен быть почти вдвое больше предлагаемого Минфином и превышать тысячу гривен. ФПИ обращается к народным депутатам с требованием отказаться от популисткого лозунга, определяющего нынешний бюджет как бюджет проедания, поскольку на самом деле он является бюджетом "недоедания".
Так что наиболее вероятный прогноз сегодняшнего дня (его, кстати, озвучил на организованных профсоюзами слушаниях заместитель главы бюджетного комитета Валерий Коновалюк) "при любых обстоятельствах он будет возвращен правительству, поскольку есть основания пересчитать основные макроэкономические показатели". Ранее первый вице-спикер парламента Анатолий Мартынюк констатировал, что нынешний проект госбюджета фактически не направлен на развитие.
"Он дальше направлен на проедание", - подчеркнул он, добавив, что "с одной стороны, средства направляются на социальные выплаты, а с другой стороны - послезавтра мы их не дадим, потому что их будет неоткуда взять".
Коновалюк считает, что правительству придется переделать документ, "собственноручно скорректировав его в соответствии с предложениями, поступившими не только от депутатов (этих предложений почти две тысячи), но и от профсоюзов и общественных организаций". Народный депутат сообщил, что в проекте бюджета, разработанном профильным комитетом, 90% этих предложений учтены. В то же время он хорошо понимает, что парламентский бюджет вообще не имеет перспектив, поскольку, согласно законодательству, разработка проекта бюджета - это прерогатива правительства. Соответственно в комитете, по словам Коновалюка, подготовлен проект постановления по бюджету-2006, в котором имеется 120 поручений правительству, направленных только на то, чтобы привести поданный им проект в соответствие с бюджетной резолюцией. Возмущение парламентария вызывает и то, что правительство отозвало из Рады программу социально- экономического развития, которая должна подаваться в пакете с проектом бюджета. Сегодня совершенно непонятно, отмечает Коновалюк, каким образом правительство намерено добиваться заложенных в проект бюджета 7% роста ВВП, если не сбалансирован общий объем заработной платы и непонятно, каким образом сочетать социальную направленность со стратегией развития...
Между тем правительство жестко критикует бюджетный комитет. По его мнению, в доработанном им варианте бюджета увеличен дефицит и отклонены предложения правительства об уменьшении налоговой нагрузки на 5,2 млрд. грн. По словам министра финансов Виктора Пинзеника, увеличение дефицита госбюджета до 3%, а это около 15 млрд. грн., невозможно будет перекрыть за счет доходов от приватизации. "За счет непринятия предложений правительства относительно снижения налогов, и за счет увеличения дефицита, увеличен ресурс бюджета, который предлагают поделить. Это, с одной стороны, делает невозможным запланированное поэтапное снижение налоговой нагрузки в Украине уже со следующего года, а с другой стороны - страна втягивается в жизнь в долг", - прогнозирует министр и заявляет, что правительство будет настаивать на сохранении в бюджете-2006 предложенных норм относительно снижения налогов и приемлемого дефицита бюджета, а также на сохранении его баланса.
Впрочем, после вчерашнего заседания Кабмина стало ясно, что бюджетные редуты правительства не столь уж несокрушимы. С парламентом ему все-таки придется договариваться, хотя бы потому, что бюджет будущего года верстается в первую очередь с учетом исполнения нынешней сметы. Ситуация премьер-министру Юрию Еханурову представляется сложной: "Есть вопрос работы с Верховой Радой относительно формирования бюджета текущего года в связи с изменениями макроэкономических показателей и рядом провалов, произошедших, например, с Пенсионным фондом". И, наконец, хороший бюджет - это, пожалуй, главный ресурс партии власти на выборах-2006
Виталий КНЯЖАНСКИЙ, "День"
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/90094.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua