Политтехнологии
25 окт, 10:43
При упоминании о политтехнологиях и политтехнологах у меня просто комок подкатывает к горлу. Чуть ли не слеза прошибает. Хочется одновременно плакать и ругаться всякими словами.
Так сложилось, что без малого полтора десятка лет я имел отношение к политической сфере, причем, к неафишируемой ее части, включающей в себя проведение избирательных кампаний.
И как специалист со стажем, уволившийся в запас, пришел к двум железобетонным выводам.
Первый: никаких специфических политтехнологий в природе нет и быть не должно.
Второй: а вот политтехнологи, как носители несуществующих технологий есть, и в изрядном количестве.
Особого парадокса здесь нет — ведь никто зримо и наглядно не видел могучих проявлений магии и колдовства, разве что в фильмах про Гарри Поттера. Но это не мешает огромному количеству людей обращаться за помощью к разного рода колдунам, магам, прорицателям и прочим виртуозам астральной игры в наперстки.
На самом деле, большинство того, что "втюхивается" жаждущему триумфа политику в виде патентованных технологий, — это давно известные методы, применяемые в рекламе, шоу-бизнесе и розничной торговле. Например, в 2002 году как некое откровение сторонниками В.Ющенко преподносилась идея доводить информацию о своем блоке "от хаты до хаты". Спрашивается, чем этот подход отличается от всемирно известного сетевого маркетинга, раскрученного "Гербалайфом" и подобными фирмами? Да ничем!
А все эти пропагандистские видеоклипы, где политический лидер вещает под телесуфлер о грядущем благополучии после прихода его к власти? Никакой информации, одна реклама. Правда, опытные рекламисты при появлении этой беды на экранах начинают неприлично ржать и тыкать пальцами в телевизор. Потому что зачастую подобные видеоклипы "клепают" люди, близкие к лидеру, но далекие от профессии, поэтому их творения изобилуют массой дилетантских ошибок. Это касается собственно произносимых текстов, мимики выступающего — так называемых идеомоторных реакций, языка жестов, выбора одежды, фона и освещения — словом, всего, что в совокупности должно создать благоприятный образ политика, которому избиратель готов довериться. За примерами далеко ходить не надо — смотрите ежедневно римейк приснопамятных "КОПов", смею прогнозировать — с тем же успехом по итогу.
Опять же агитационные поездки по стране в период избирательной кампании просто неотличимы от концертного тура в поддержку очередного альбома какой-нибудь поп-звезды. Более того, этих самых звезд уже начинают брать с собой, чтобы они работали с публикой "на разогреве".
Когда древние, как процесс купли-продажи, подходы становятся "политтехнологиями", то происходит это исключительно за счет терминологии. Вернее, за счет изобретательного наукообразия и прочих "понтов" вперемешку с легендами о былых героических победах — чистая голохвастовщина! Специалисты по политтехнологиям никогда не ездят в командировку — они "отправляются в поле". Они не проводят соцопросы — только "предварительную рейтинговку электоральных предпочтений". Они брезгливо морщатся при слове бюджет — у них есть гениальный эквивалент: "долларовое давление на избирателя". Они мыслят стратагемами, строят мифологемы и оперируют социальными стратами. Своими ушами слышал фразу: "Инициированный нами процесс имеет кумулятивно-накопительный характер и неминуемо даст экспонентный электоральный выброс в следующем цикле". Это о том, что выборы были с треском проиграны, но клиент не должен волноваться о потраченных средствах — все окупится в грядущем… Остап Бендер отдыхает.
Что характерно: коммивояжер, или рекламист, или промоутер шоу-бизнеса подписывает со своим клиентом контракт, по которому стороны принимают на себя взаимные обязательства. И за них надо отвечать — своими деньгами, имуществом, репутацией. Поэтому необходимо владеть профессиональными знаниями и гарантировать результат на каждом этапе. А вот в политике самая сложная, нерешаемая, как квадратура круга, задача — это отыскать своего политтехнолога на следующий день после выборов, если они окончились не так, как мечталось-обещалось.
Так кто же эти калиостро нынешних дней, как берут они тертых, циничных политиков сначала за душу, а потом за карман?
Ни в одном официальном ВУЗе на политтехнолога, насколько мне известно, не учат. Занимающиеся этим нелегким бизнесом люди могут иметь в дипломе любую профессию — инженер, экономист, режиссер, журналист. А могут и вовсе обходиться без диплома: главное — это хорошо подвешенный язык при общей эрудиции, способность входить в доверие и готовность морочить клиенту голову до тех пор, пока у того не кончатся деньги.
Как правило, современные политтехнологи — это весьма энергичные граждане, которые вовремя разглядели открывающуюся перспективную коммерческую нишу. Им на руку работают три фактора.
Во-первых, большинство наших вождей пришло в политику либо намереваясь защитить и развить свой бизнес, либо потому, что ничего другого, кроме как рыдать о судьбе Отчизны, они в принципе не умеют. Идея о том, что настоящий политик должен всерьез проникнуться чаяниями народа и реально соответствовать многотрудной миссии служения обществу, в их искушенные мозги как-то не просачивается. Соответственно, им нужна некая комбинация, некий хитрый ход, позволяющий предстать перед избирателем не в своем истинном обличьи (это кто ж проголосует, если правда-то откроется?), а в том, которое желают наблюдать обезличенные электоральные массы. И здесь без проворного и циничного политтехнолога, готового за хорошие деньги выдавать черное за белое, никак не обойтись.
Во-вторых, вылететь из политики в Украине — большая беда. Это ж станут требовать старые долги, это же счеты за прежние обиды начнут сводить. Да и как существовать без служебного автотранспорта с "козырными" номерами, без кабинета с приемной и "горшком", без своей физиономии, регулярно мелькающей в ящике? Зачастую наши политики удивительно похожи на неизлечимо больных людей: мечтая выздороветь, они уповают только на чудо. Чудеса проходят исключительно по ведомству политтехнологов. Потому что никто не пообещает автодилеру, что в результате рекламы продажи его машин возрастут в пять раз и он уничтожит всех конкурентов на рынке, включая "БМВ", "Мерседес" и "Ауди". А политтехнолог запросто гарантирует повышение рейтинга политика от нуля до любой требуемой величины и безоговорочную победу на выборах.
В-третьих, средства на политику у нас идут, в основном, теневые. Возможно, на заре независимости лидеры как-то и укладывались в официальные избирательные фонды, сейчас же — соотношение один к десяти, в лучшем случае. То есть, политтехнолог проводит кампанию за счет незадекларированных средств, следовательно, он имеет уникальную свободу в распоряжении этими средствами — реальных отчетных документов никто не потребует. Потому что их не существует — все идет "кэшем". Опять же, при попытке взимания вбуханных в проигранную кампанию денег возникают изрядные трудности — не обращаться же в суд, в конце концов (по моей информации, никто из политтехнологов В.Януковича пока еще не "ответил" за провал его похода в президенты).
Еще одно практическое замечание. Украинские политтехнологи в сравнении со своими гастролирующими российскими коллегами смотрятся просто ангелочками с крылышками. Или детсадовскими пацанами рядом с матерыми рецидивистами — как кому нравится. Вот там размах, вот там полеты во сне и наяву, вот там "комплексная стрижка украинских политлохов" (общеупотребимый московский термин)!
Москвичи рисуют для наших впечатляющую геостратегию, объявляют последнюю войну американскому гегемонизму или мусульманскому терроризму, сообщают, что В.Путин является лишь марионеткой в их опытных кукловодческих руках, и требуют у ошалевшего от счастья политика выплатить гонорар авансом. Любопытно, что будучи "кинутым" одной московской бригадой, украинский политик вполне может пригласить другую оттуда же — разумеется, теперь "честных и надежных специалистов". Такой себе национальный "танец с граблями". Как ни странно, но Г.Павловский, М.Гельман, С.Белковский (или их ближайшие сподвижники) вполне имеют шанс засветиться на ближайших парламентских выборах в Украине. Однако отечественные политтехнологи тоже растут, крепчают, перенимают передовой опыт и скоро вполне могут потеснить гастролеров.
Мне могут возразить, что существуют и чисто политические технологии, помогающие достичь искомого результата на выборах. Да, есть — голосование "мертвых душ", "карусель" с открепительными талонами, вброс "левых" бюллетеней, покупка голосов, "правильный" их подсчет и так далее. Но все эти разработки в целом классифицируются как фальсификация народного волеизъявления и преследуются по закону. Это не технологии, это чистое мошенничество, к политике имеющее лишь косвенное отношение.
А в действительности все не так уж мрачно. Если появляется настоящий политический лидер с реальной, а не дутой харизмой, с характером и целеустремленностью, то для успеха ему нужны квалифицированные менеджеры по СМИ, аналитики и спичрайтеры. А вовсе не широко известные в узких кругах политтехнологи. Хотя, наверное, и среди этого профессионального сословия тоже есть люди грамотные и ответственные. Я даже готов допустить, что их больше, чем шарлатанов. Просто они реже встречаются.
Александр Ручьёв, Грани плюс
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/89918.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua