Збигнев Бжезинский об Оранжевой революции

23 ноя, 17:12

Збигнев Бжезинский – бывший советник по национальной безопасности президента Картера, руководитель Центра стратегических и международных исследований (CSIS), один из тех людей, к чьему мнению в Белом Доме не просто прислушиваются, а слушают внимательно. Эт а речь прозвучала 28 сентября с.г. в Вашингтоне на круглом столе, посвященном Оранжевой революции. По его мнению, «Оранжевая революция должна почитаться как сокровище». В отношении же президента Ющенко Бжезинский был, мягко говоря, сдержан – поставив ему в упрек пакт с Януковичем, отставку правительства Тимошенко, а главное – недостаточную демократичность.
 
Леди и джентльмены, мне всегда очень приятно выступать перед украинской аудиторией. Я делаю это уже много лет, и видеть то, что сегодня произошло в Украине спустя 30, 40 лет, служит для меня источником огромного исторического удовлетворения. Такая историческая перспектива это самый «надежный друг». И у нас есть все причины радоваться. Десять месяцев назад Оранжевая революция победила, и это было событием неповторимым. Среди украинских людей можно ощутить настоящее, потрясающее освобождение. Так что сегодня у нас есть все основания испытать удовлетворение, отметить этот успех.
 
Однако, и об этом тоже не стоит забывать, что в любом историческом процессе есть свои сложности, повороты, заминки и препятствия, и нужно всегда помнить о фундаментальной непредсказуемости истории. Ведь это именно то, что сейчас и происходит в Украине. Оранжевая революция была революцией надежды, замечательной надежды, и, во многом отношениях, также абстрактной надежды. Она отражала определенные эмоции, определенное желание. Для многих людей они даже не были точно сформулированы, они просто отражали чувство национальной идентичности, которое было выражено самым демократическим способом, стало общим достоянием украинского народа. В нем было много идеализма, надежды на будущее, желание очиститься от прошлого и очиститься тщательно. Это было настроение, это была вера, это было вдохновение, это было желание, и это также была решимость, которую люди показали, стоя день за днем и холодными зимними ночами на Майдане.
 
Так что это было настоящее, серьезное деяние. Это было не быстротечное событие, и не случайное политическое собрание. Это было жизненно важное деяние для многих и многих людей, которое говорит нам об искреннем национальном стремлении к чему-то трансцендентному. Во многих отношениях оно было эфемерным, но в тоже время и жизненным, это было что-то, что должно почитаться и уважаться как сокровище.
 
Спустя десять месяцев у нас есть все основания говорить, что украинские масс-медиа стали свободными, какими они никогда не были, что обсуждение политических вопросов проходят открыто и живо, что украинская внешняя политика находится в руках опытных и преданных делу людей, что она имеет четкую стратегическую направленность, что Украина рассматривает себя как члена широкого европейского сообщества, к которому она всегда исторически принадлежала всем сердцем, даже когда была отделена от него.
 
Достаточно почитать европейские исторические хроники, чтобы понять, какое важное место занимала Киевская Русь в эпоху возникновения Европы в ее нынешних политических и географических очертаниях. Украина выполняла важную европейскую миссию, шла по европейскому пути и делала это успешно.
 
Но есть один вопрос, важный вопрос. Каковы отношения, в том, что мы видим сейчас в Украине между принципами и оппортунизмом? Каковы отношения между надеждой и необходимостью в политической жизни? Как создать устойчивый баланс между ними? Нужно понимать необходимость такого баланса, потому что нельзя жить вечно без надежды. Можно заработать несварение от такого количества оппортунизма, поэтому необходима мера. В какой-то момент народ может спросить: как обстоит дело с расследованием преступлений, совершенных раньше? Ведь если были преступления, тогда кто-то должен за них ответить. Или они уже все забыты? Если народ имеет память, а он имеет ее, он обязательно спросит об этом, потому что именно поэтому и собрался Майдан, который стал призывом к лучшему будущему Украины. Была коррупция, но если была коррупция, то где же коррупционеры? И если были те, кто брал взятки, что будет с ними дальше? Народ может спросить: был непотизм, а раз он был, кто получал выгоды от него? И будет ли он скрываться и дальше? Народ может спросить: было использование служебного положения в личных целях, а раз оно было, нужно ли его терпеть и дальше?
 
Эти вопросы нельзя игнорировать, особенно после того, как произошло мощное национальное политическое пробуждение, после слияния независимости и демократии, после победы принципов. Эти вопросы нельзя игнорировать, и создание баланса между надеждой и реализмом является сложной и трудной задачей. Конечно, мне легко ораторствовать на эту тему, и я понимаю, что гораздо труднее решать эту задачу на практике. Но нужно уважать и императивы реальности, и надежду. При этом нужно очень осторожно поддерживать баланс между ними, и не нарушать его в одном направлении.
 
Недавно я читал один документ под заголовком «Единство и сотрудничество во благо будущего». Этот документ был подписан. Весьма интересно то, что начальная версия этого документа, предложенная президентом Ющенко, просто подчеркивала общее понимание блага для будущего. В своей конечной версии он назывался уже иначе. Изменения коснулись нюансов, но в политике нюансы важны.
 
Начальная версия отражала взаимное понимание. Конечная версия означала, что две стороны согласны сотрудничать или объединиться на основе общего понимания. Разница между ними есть, и конечно, эта разница может быть политически необходимой. Однако встает вопрос, не затуманиваются ли надежды Майдана императивами политического реализма, который, нужно признать, существует. Ведь когда, к примеру, этот документ заявляет, что политические репрессии недопустимы, и давление на политических оппонентов неприемлемо, есть ли это подтверждение приверженности к демократии и очищению? Или это гарантия амнистии? Что это? Все зависит от того, как общественность интерпретирует этот документ.
 
Важно подчеркнуть, что в сложной украинской действительности нужно быть очень осторожным, чтобы не впасть в идеализм, который не ведет ни к чему хорошему, но и не угодить в тенета оппортунизма, который ведет к общественному разочарованию, апатии и утрате надежды. Для меня главная проблема состоит в том, чтобы те, кто с самого начала и искренне был привержен к идеалам Майдана, независимо от их личностных и политических качеств и различий, оставались его сторонниками. Поскольку именно идеалы Майдана мобилизовали, наэлектризовали украинский народ и впервые за пятнадцать лет дали ему возможность показать свою приверженность независимости.
 
Те из вас, кто является украинским американцем, хорошо знают, что независимость пришла в Украину очень тихо, очень мирно, очень бюрократически. И лишь на Майдане украинский народ показал свою решимость быть свободным на коллективной, национальной основе, и это был важный исторический момент. Также верно и то, что те, кто желает Украине зла, предпочел бы видеть Оранжевую революцию дискредитированной, а Оранжевую коалицию – разрушенной навсегда. Они боролись с ней, когда она возникла, они с подозрением смотрели, как она пришла к власти, и они были довольны, увидев коалицию расколотой.
 
Я нахожу удивительным то, что иностранный посол, я подчеркиваю, иностранный посол, может собрать пресс-конференцию в Украине, для того, чтобы аплодировать решению об отставке правительства. Как будто бы это дело посла решать, что правильно, а что неправильно делать украинскому правительству.
 
Я знаю некоторые страны, являющиеся ближайшими соседями Украины. Я не скажу, в какой именно из них, но вы наверняка догадались, в которой из них, если бы российский посол позволил себе нечто подобное, он бы уже на следующий день паковал бы свои чемоданы, или уже сидя в Москве, ждал своего багажа.
 
Вот где пища для размышлений, ведь есть мощные силы, заинтересованные в разрушении духа новой надежды в Украине, сведении ее к уровню банальности, чтобы вызвать цинизм и разочарование.
 
Многие из вас знают, какой фильм выпущен в соседней стране, можно сказать даже - весьма интересный фильм. Вообще-то это порнографический фильм, но с политическим содержанием.
 
Некая дама с необычной прической появляется обнаженной… Я говорю серьезно. И она входит в интимные отношения с человеком, который внешне весьма напоминает президента одной кавказской страны. Это еще раз поясняет нам, что недоброжелатели чувствуют по отношению к происходящему в Украине. Вот почему так важно, чтобы Оранжевая коалиция, несмотря на все тактические или бюрократические расхождения, не превращала их в растущую враждебность, взаимные обвинения, саморазрушительные конфликты.
 
Я заметил, что бывшая премьер-министр недавно дала интервью в Москве газете «Эхо», где используется не лучший язык, что тоже не на пользу делу. Я также заметил, что в новом правительстве новый вице премьер-министр ранее не входил в Оранжевую коалицию, теперь же он дает интервью, в котором говорит о взяточничестве прежнего правительства и должностных преступлениях экс-премьера. Тему взаимных обвинений можно продолжать и продолжать. Это, как я повторяю, является саморазрушительным. Такие обвинения дискредитируют украинское политическое руководство. Они деморализуют общество. Они повторяют все то, что так привычно было во времена совсем недавние.
 
Вполне естественно для демократической коалиции в какой-то точке раствориться. В этом нет ничего необычного. Вспомните Польшу, в которой Солидарность пришла к власти, а затем быстро распалась. Там была так называемая «война на вершине» между Валенсой и Мазовецким. Они соперничали напрямую. Однако обратите внимание, что они оставались едиными в своих фундаментальных ценностях. Едиными, я подчеркиваю еще раз. Вот почему недавно, в Гданьске, мы праздновали это. Там был Ющенко и другие… Американцы, европейцы, поляки, украинцы отмечали 25 годовщину революции, которая была и оказалась вполне успешной и бескровной. Это то, что украинцы всегда должны помнить. И это, по моему мнению, долг украинского руководства.
 
Обязанность украинского народа – донести до своих лидеров свои ожидания, долг же лидеров, если они считаются с людьми, решать их проблемы, говорить с ними об их надеждах… а не просто подписывать пакты о единстве и сотрудничестве, которые вызывают уверенность, что некоторые из надежд уже не будут выполнены. Вот что важно!
 
Многие из вас сегодня представляют украинскую диаспору Соединенных Штатов Америки и Канады. Я знаком со многими из вас и знаю, что вы всегда были за украинскую независимость, даже когда она была еще далека. Я думаю, вы с особым вниманием следите за тем, что происходит в Украине, чтобы ясно сказать украинским лидерам, которых мы все очень уважаем и желаем добра, в чем состоят их прямые обязанности, и какую перспективу они должны видеть перед собой. Для них очень важно общаться с вами, но также важно для них и общаться со своим народом.
 
Будущее Украины нельзя очертить на основе соглашений, подписанных противоборствующими группами, заключенными в закрытых комнатах, без участия украинского народа. Если люди 21 день мерзли на Майдане, чтобы добиться свободы, с ними нужно считаться, они должны участвовать в этом процессе. Это основа, базис, фундамент.
 
(Аплодисменты присутствующих).
 
Я также думаю, что для диаспоры важно, а также и для тех, кто желает Украине добра, чтобы мы внимательно наблюдали за тем, что Украина вообще делает по конкретным направлениям. Как прошло голосование по вступлению в ВТО? Прошло ли оно в целом? Для Украины очень важно быть в ВТО в этом году. Есть веские причины быть приятой именно в этом году, а не в следующем. Я бы предпочел не указывать на то, насколько труднее для Украины будет оказаться в ВТО в следующем году. Для этого есть веские причины, а если вы их не знаете, то вам не составит большого труда их узнать. Если политический конфликт между различными группами интересов станет слишком острым, об общих целях придется забыть, а это не к добру. Встанет вопрос о том, действительно ли Украина движется к членству в ЕС. План действий Украина-ЕС должен быть пересмотрен в первом квартале следующего года.
 
Как я понимаю, не все из его целей достигнуты. Будут ли они достигнуты? Если Украина планирует двигаться к членству в Европе, то лучше бы их все-таки достичь. Верховная Рада все еще рассматривает 23 закона, касающихся вступления в НАТО и украинских перспектив в НАТО, это может и не перспектива ближайшего будущего, но, тем не менее, это важно для будущего Украины. Есть ли прогресс на этом направлении, особенно с учетом соглашения, подписанного различными и часто противоборствующими политическими партиями?
 
Диаспора может сыграть важную роль, отслеживая прогресс на этом направлении, или его отсутствие. А тем из нас, кто симпатизирует Украине стоит постоянно помнить – и говорить, что будущее Украины важно для будущего Европы. Ведь Украина, если она станет успешным членом европейского сообщества, предопределит тем самым и будущее России, в том смысле что Россия уже не будет иметь выбора и тоже должна будут стать членом этого сообщества.
 
Все это для нас крайне важно. Однако мы также должны быть реалистами. Украина не может выжить без успеха. Ее будущее решают не иностранцы, и уж конечно не решения, которым потом будет или не будет аплодировать посол соседней страны. Ее будущее определяют сами украинцы, потому что они желают этого как народ. Десять месяцев назад они доказали, что являются народом, нацией, и теперь, я думаю, им самое время напомнить своим вождям что именно народ решает будущее Украины.
 
  

Перевод Андрея Маклакова , Maidan


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/88753.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua