Лишнее зерно
23 мар, 09:35
Старые проблемы с НДС и новые транспортные тарифы могут сделать экспорт зерна невыгодным.
По данным Госкомстата, в январе-феврале в Украине было продано около одного миллиона тонн зерновых, из них 440 тыс. тонн пшеницы, 153 тыс. тонн ячменя и 25,3 тыс. тонн ржи.
Операторы зернового рынка Украины ждут от нового правительства, заявлявшего о необходимости развития экспортных рынков для украинских операторов, быстрого и эффективного погашения задолженности по НДС. Операторы считают, что, задерживая компенсацию этого налога, им искусственно снижают рентабельность и выводят таким образом с рынка. Заявляя об этом, представители Украинской зерновой ассоциации (УЗА), объединяющей около 70% зерноторговых компаний, работающих на украинском рынке, подчеркивали, что основная проблема, сдерживающая развитие экспортного потенциала Украины и уменьшающая экономическую отдачу от экспорта, - проблема задолженности по возмещению НДС экспортерам зерна.
Как сообщил генеральный директор УЗА Владимир Клименко, согласно опросу, проведенному недавно ассоциацией среди операторов рынка, средняя задолженность на одну компанию по возмещению НДС составляет 15,7 млн. грн., из которых 6,7 млн. - просроченная (по всем зернотрейдерам она достигает 400 млн. грн.).
Как отметил вице-президент УЗА Сергей Стоянов, уже сейчас многие трейдеры приостановили экспорт.
По данным президента УЗА Николая Компанца, за последние три-четыре года количество зернотрейдеров на рынке уменьшилось с 1500 до 400. Выдержать убытки от невозвращенного НДС смогли только самые крупные. Однако такая ситуация, по мнению УЗА, грозит монополизацией рынка.
Чтобы снять эту и другие угрозы, эксперты УЗА считают необходимым разработать прозрачный механизм расчетов государства по НДС. Ведь ситуация может сказаться и на внутренних ценах, от чего, в первую очередь, пострадают операторы рынка. Сейчас аналогичная ситуация складывается на рынке кукурузы. Как указывает Компанец, из-за того, что часть выращенной в Украине кукурузы, рассчитанной на экспорт, не попала на мировой рынок и осталась внутри страны, трейдеры были вынуждены продавать ее в два раза дешевле. В результате рентабельность стала практически нулевой и многие компании держатся на волоске от банкротства.
Зернотрейдеры лоббируют включение соответствующих сумм на возврат НДС в бюджет-2005. Как предложил вице-президент Сергей Стоянов, для этого можно было бы провести для этого облигационный госзайм. При этом зерновики конкурируют с масличниками и обижаются на нового министра аграрной политики Александра Баранивского, который заявил 15 марта, что Минагрополитики намерено содействовать решению вопроса НДС экспортерам подсолнечного масла и зерновых. УЗА считает, что министерство особое внимание уделяет экспортерам подсолнечного масла, а не зерновых культур.
В борьбе за свои права УЗА конфликтует также с Минтрансом и Минздравом из- за обязательного требования платить по 219 грн. за дезинфекцию вагонов. Операторы также возражают против требования о получении ветеринарного и карантинного сертификатов на каждые 100 тонн зерна. Это очень сильно сказывается на себестоимости, ведь на партию, скажем, в 2000 тонн приходится получать 20 сертификатов.
"Укрзализныця", по словам Клименко, для зернотрейдеров вообще стала "основным корнем зла". Ежегодно поднимая тарифы на проезд, она заставляет операторов отдавать предпочтение небольшим партиям и автоперевозке. По данным Стоянова, затраты на доставку в порт составляют 20% от стоимости пшеницы и постоянно растут. По мнению экспертов УЗА, повышение тарифов на транспортировку зерна, готовящееся новым руководством Минтранса, не имеет экономических предпосылок. Ссылаться на более высокие тарифы в отдельных странах СНГ или ЕС можно только учитывая цены на дизтопливо, газ и уровень дотаций на производство сельхозпродукции в Украине и ЕС. Выхватывать транспортные тарифы из общей системы экономических координат и делать на этой основе сравнения с другими странами - это, как считают зернотрейдеры, пример узкопрофильного подхода, который не ориентирован на интересы национальной экономики. В тоже время они указывают, что в мире давно отработаны средства регулирования тарифов естественных монополий: проверяется обоснованность затрат, себестоимость работ или услуг и уровень рентабельности. При повышении тарифов "Укрзализныця", по мнению экспертов УЗА, ни разу не прибегала к подобной процедуре.
Как отметил Компанец, УЗА беспокоит и существование государственных квот на экспорт зерна. По его словам, все потребности украинцев должны обеспечить 22 миллиона тонн зерна, а в прошлом году ее собрано 42 млн. Соответственно, не менее 15 млн. необходимо реализовать. Из них до начала марта было реализовано приблизительно 7 миллионов тонн, остальное, по прогнозам, должно "уйти" на экспорт до начала лета. Однако квоты существенно осложняют эту процедуру. По мнению президента УЗА, объяснять квоты заботой об обеспечении украинцев хлебом неоправданно, поскольку в случае необходимости зерно можно будет импортировать. В противном случае оно останется лежать мертвым грузом в амбарах, как это вышло с зерном кукурузы. Информирует Портал Украинской Зерновой Ассоциации.
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/8778.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua