Игорь Шурма: Газовая война выгодна сегодняшней власти

21 дек, 14:49

Гость программы – Игорь Шурма, народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения.
 
 «Проблема бюджетного процесса это - не дискуссия о качестве, а попытка использовать бюджет с политической целью». Это слова президента. Какой была ваша политическая цель в том, что вы не голосовали?

Дело в том, что вы не найдете ни одного демократического государства в мире, а Украина, собственно, относится к таким, где бы оппозиционные силы поддерживали проправительственный бюджет. У нас на то было достаточно причин, считаем его нереалистичным. Если использовать риторику чисто политическую, то можно сказать, что это бюджет поднятия цен, бюджет банкротства. И сегодня, когда голосовалось уже в четвертый раз со второй попытки, можно сказать, что это был бюджет выкручивания рук.

За какой бюджет вы бы проголосовали? Чтобы он был менее социальный, менее расходный, вы за это выступаете?

Нет. Все дело в том, что новая власть пришла на определенных новых лозунгах. Социальные стандарты, которые были задекларированы, они должны были осесть в цифровых показателях этого бюджета. Но когда этот бюджет планируется, во-первых, на росте реального ВВП в 7%, что является на сегодняшний день просто фантастическим, учитывая, что с ростом реального ВВП минувшего года 12,4. Сегодня в шесть раз меньше - на уровне 2,2, несмотря на то, что власть нам постоянно обещает улучшить этот уровень, не учитывая цены на газ, все остальные макропоказатели, они просто нереальные. Есть целый ряд вопросов, на которые нет ответов. Куда делся, допустим, стабилизационный фонд в 3 млрд.? Почему расписываются деньги от приватизации в сумме 2 млрд., тогда, когда планируется получить 8 млрд., от приватизации? Могут ли, например, социал-демократы голосовать (я как член Комитета по охране матери и ребенка) за проект бюджета, когда оплата труда медицинских работников проводится без учета единой тарифной сетки. Именно такое требование выставляли медицинские работники перед властью. Когда не выполняется 77 статья Основ законодательства о здравоохранении, когда заработная плата медицинских работников должна быть не ниже среднего чем по промышленности в Украине.

Консультировались ли вы с фракцией Тимошенко и Регионами. Вы синхронно не голосовали? Были согласования?

Не надо сейчас искать в наших решениях каких-то договоренностей. Это была позиция объединенных социал-демократов, и мы ее декларировали с самого начала бюджетного процесса. У нас были предложения, чтобы они были учтены. Они не были учтены. И то, что не голосовали, допустим, представители БЮТ, это их дело. Потому что для нас, для оппозиционной силы, для нас все равно, как сегодня себя ведет лагерь оранжистов. Команды единой сегодня там нет. А кто из них остался преданным идеалам Майдана, оранжевые, как это говорят, лучшие люди, а кто из них стал желтым пигмеем – это проблемы их лагеря, пусть они разбираются. У нас была последовательная позиция относительно этого бюджета.

Вы идею отставки правительства поддерживаете?

У меня иное толкование этого процесса. Нас постоянно стараются интегрировать в европейское развитое, демократическое, цивилизованное общество. Вот у меня есть вопрос: в любой стране, которая входит в Европейский Союз, если правительственный проект бюджета не поддерживается парламентом, и он не принимается, что в тех государствах происходит с тем правительством? Там правительство не ждет, пока его отправят в отставку. Они сами уходят в отставку. И если бы этот проект бюджета, за правительственный проект (я вообще может сказать в парламенте получил поддержку порядка 120 человек – это вообще не понятное явление. Где те специалисты, которые так должны были отрабатывать в правительстве тот бюджет?) то при таких условиях, при таких обстоятельствах можно было бы давать шанс правительству принять решение и признать свою некомпетентность. Учитывая то, что бюджет прошел на грани 226, объединенные социал-демократы оставляют за собою право давать оценку квалифицированности этого правительства.

Вы так и не ответили на вопрос, будете ли вы выступать за отставку правительства, или нет?

На сегодняшний день мы поддерживаем позицию, что это правительство должно уйти в отставку.

Для Украины накануне выборов и в затруднительный газовый период нормально остаться без правительства? Они же будут исполнять обязанности

Давайте не будем заниматься подменами понятий. Почему вы говорите в сложный газовый период правительство должно уйти в отставку? Давайте по-другому зададим: почему при этом правительстве, и при этой власти мы являемся свидетелями газового кризиса?

Давайте к этому сейчас и перейдем. Медведев сегодня сказал: «Чтобы решить газовый вопрос, остается несколько суток». Естественный вопрос: что будет дальше? Москва просто кран закроет и все?

Мне кажется, что сегодня все должны понять одну вещь: когда экономический, политический конфликт на уровне двух государств доходит до какого-то критического момента, урегулировать этот конфликт должны первые лица государства. Я считаю, что президент Украины Ющенко, президент России Путин обязаны выходить из этой ситуации. Я вообще считаю, что мудрые люди ищут точку соприкосновения. Люди, которые относятся к другой категории – точку столкновения. Поэтому для меня непонятно, почему президент Украины, например, на сегодняшний день, зная, что идиосинкразию с российской стороны вызывают участники с украинской стороны, допустим, глава «Нефтегаза» Ивченко и руководитель Министерства иностранных дел Тарасюк, известные своими взглядами, почему он сегодня не берет инициативу в свои руки? Мне вообще не понятно, почему таких встреч между президентом России и Украины не происходит? Возможно, президент считает, что он больше может достичь и понять от встреч с руководителем Центрального разведывательного управления Соединенных Штатов Америки, тайная встреча с которым состоялась 16 числа? Возможно он там ищет выход? Возможно. Но газ поставляет Россия. Поэтому, мне кажется, надо использовать опыт того, что было при том режиме полезным. Я считаю, что когда президент Кучма встречался с президентом Путиным 10-12 раз, наверно, там искали компромисс. И если это был опыт работы, то президенту Украины надо было этот опыт, наверно, как-то перенять.

Вы не можете себе объяснить действия президента Ющенко. Можете ли вы себе объяснить причину отказа от компромисса господина Путина, который сказал: «Какие проблемы? У Украины есть деньги! Сколько скажем, столько и заплатит». Это он сказал, советуясь со своими министрами. Какой компромисс?

Мне нужно сказать, вы знаете, а почему нет компромисса? Вот давайте зададим вопрос. Я специально принес один документ. В этом документе говорится, что газовый конфликт инициирован Россией. Протокол переговоров «Газпрома» с «Нефтегазом Украины» от 23...

Не...

Одну минуточку! Если вы хотите послушать ответ, и меня пригласили в студию...

Сжато

Сжато. Дайте мне возможность. Смотрите сколько мы времени губим. 23 августа 2005 года украинская сторона инициировала то, чтобы прекратить проплаты за транзит газа и поднять тарифы. И просила отозвать Россию все те суммы конца года – миллиардные деньги. Кто был инициатором начала этого кризиса? Кому он был выгоден? Это карта, которую должна была сегодня власть сыграть на выборах. Единственное, что они не надеялись, что реакция российской стороны на предложение поднять тарифы на газ с украинской стороны будет поднятие цен. Так как мы прекрасно сегодня понимаем, что сегодня Россия как хозяин этого голубого топлива имеет право продавать топливо по такой цене, какую она считает нужной. А теперь давайте посмотрим, какая цена топлива для белорусов, для Казахстана, для Туркменистана и для других государств. И по какой цене Россия торгует с Европой? Если мы идем в Европу, и мы хотим жить по их стандартами, то мы должны понять, что кроме их ценностей еще есть и цены, по которым живет европейское сообщество. Поэтому нужно Украине, очевидно, адаптироваться к тем условиям. А если ее заводят в такое русло, где ей не комфортно, ей на встречу должны приходить ее друзья. Я почему-то не вижу из стран западной Европы, из мира стран, которые бы пришли навстречу и помогли Украины выйти из этого конфликта, в котором она на сегодняшний день находится с Россией.

После эскалации газовой темы, Россия так и не смогла объяснить, почему у Белоруссии 46, у Прибалтики, которая входит в НАТО и ЕС, вдвое меньше цена за газ, чем она предлагает Украине? Она не смогла объяснить, почему за одну неделю было 160, стало 230. Понятия не было, но при этом давайте перейдем к действиям Украины. Они свою цену выставляют. Давайте мы им выставим 10 долларов за 100 км и 1000 кубов! Пусть они нам за Черноморский флот платят по евроценам. Пусть на территории Украины не будет российских станций радиолокационного наблюдения. Пусть платят. Это нормально?

Я теперь выслушал ваш монолог. Я думаю, вы его закончили?

Я хочу получить ответ. Это нормально?

Если вы думаете, что в лице Шурмы вы найдете лоббиста интересов России, вы глубоко ошибаетесь. Поскольку, я считаю, что сегодня преференции для украинского государства, отстаивание его национальных интересов, это - прерогатива власти, и непосредственно президента Украины. И почему произошла такая ситуация с газом, за это должен отвечать президент. Я, кстати, сегодня в Верховной Раде докладывал проект об учреждениях, которые ставил себе целью пригласить в парламент, - председателя «Нефтегаза» Ивченко...

А его слушать не захотели...

Чтобы он, вы очень хорошо подсказываете, чтобы он отчитался и объяснил ситуацию. Так сегодня его даже не захотели слушать. Знаете, кто не захотел? Кстати, 211 голосов было желающих слушать. Все провластные фракции не проголосовали сегодня, чтобы Ивченко пришел и объяснил парламенту, почему в таком состоянии сегодня находится вопрос газа. Почему он сегодня - персона нон-грата в Туркменистане? Почему он на сегодняшний день не умеет и не может договориться за то, что обязан делать согласно своей должностной инструкции? Это когда вы говорите, не хотят слушать, то это эта же власть, которая имеет своих представителей в парламенте, не смогла убедить своих парламентариев, что Ивченко надо пригласить в парламент, чтобы он объяснил парламентариям, почему такая цена на газ? А там бы уже задали вопрос: почему сегодняшний бюджет, его все просчеты, этот дутый бюджет состоялся без учета цены на газ? Вы себе представляете, какой бюджет сегодня проголосовали провластные фракции? Не зная, какая цена на газ, сегодня планируются основные макроэкономические показатели развития государства.

Он будет корректироваться весной, когда будет новый Кабинет Министров...

А вы знаете, эта власть любит говорить: мы умеем признавать ошибки. Будьте готовы, что они где-то так в марте или в апреле скажут: признаем очередную ошибку, поэтому надо проводить коррекцию бюджета.

Чем закончится этот газовый вопрос, по вашему мнению? Будет сторона России, компромисс, или ничем?

Самое важное, чтобы президент Украины понял...

Чем все закончится?

Я вам объясняю, ну, не перебивайте меня!

Пожалуйста

Так вот, если президент поймет, что если сегодня одновекторность это - пагубно для Украины, когда нас не будут девять месяцев вести только в Евросоюз и говорить, что Россия нам не партнер, а позднее резко поворачиваться в сторону России и выяснять, почему у нас сложные отношения, до тех пор мы будем иметь определенные проблемы. Сегодня президент обязан вывести страну из этого состояния. И если он это не сможет, ну, это, наверно, он должен объяснить людям не только в радио-обращениях, но и в телевизионных объяснениях.

Спасибо

Вы знаете, чем это все закончится? Все закончится парламентской гонкой, результатом парламентской гонки, и тогда газовая война будет уходить в сторону. Эта газовая война сегодня была выгодна сегодняшней власти.
 
НТН

Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/87743.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua