Іван Плющ:"Ми не можемо змагатися з тугими й масштабними гаманцями - і не будемо..."

21 дек, 16:41

Иван Плющ - один из наиболее ярких представителей политической элиты Украины. В свое время он занимал должность спикера Верховной Рады, а теперь является одним из лидеров недавно созданного Украинского народного блока Костенко и Плюща.
 
- Что такое Украинский народный блок Костенко и Плюща? Кто входит в него?
 
 
- Украинская народная партия - это весомый осколок той политической силы, которая начала украинское народное движение "За перестройку". И это та политическая сила, которая была в гуще событий, которая была основным двигателем всех политических преобразований начиная с 1989 года и до того момента, когда мы добились независимости и одобрили ее в декабре 1991 года. И я еще раз говорю, это весомый осколок тогда единой политической силы, стоявшей у истоков нашей государственности. Эта политическая сила раскололась на две партии - УНП и Народный рух. Это два осколка, которые отделились от айсберга. Я не боюсь этого сравнения. Нехорошо, что они до сих пор не объединились, но на это также есть причины. Следующим партнером является Партия свободных крестьян и предпринимателей Украины, которая, хотя ей уже 13 лет, в первый раз будет принимать участие в парламентских выборах как субъект избирательного процесса. Но кто такой свободный крестьянин? Это же не обязательно тот, кто живет в селе! Половина Киева - это свободные крестьяне. Не было бы крестьян, не было бы кому подметать в столице, не было бы кому строить Киев, не было бы здесь милиционеров, санитарок... Я считаю, что это свободные крестьяне, так как они уже не жили при режиме, когда из села не выпускали, они уже имели право выехать и искать, где лучше. Еще одна партия - это "Соборная Украина". Она малоизвестна, но ее возглавляет Татьяна Яхеева, которую помнят депутаты первого созыва. Она с первого дня была в Народной раде и являлась одним из экономических генераторов всей той законодательной базы, которую разработала и приняла Верховная Рада первого созыва.
 
- УНП приложила достаточно усилий для того, чтобы Президентом Украины стал Виктор Ющенко. Эту партию можно назвать окружением главы государства или это все-таки отдельная команда?
 
- Здесь ответ однозначный. Это команда, так как если бы они были окружением, то были бы вокруг Президента, как цыплята вокруг наседки. А они, единственные из политических сил, которые входили в блок "Наша Украина", а в феврале этого года осмелились сказать, что "Народный союз "Наша Украина" создается не только поспешно, но и не по принципам партийного строительства, аврально. Мне звонили из Одессы и рассказывали, что те, кто был в бело-голубых шарфиках, поменяли их, сели в автобусы и поехали на съезд НСНУ, и таких случаев было много. Поэтому мы та политическая сила, у которой есть своя позиция, которая сорганизовала отдельную фракцию в Верховной Раде. Но сегодня это и политическая сила, на которую опирался, опирается и будет опираться всенародно избранный Президент Виктор Ющенко.
 
- Почему вы выбрали именно Украинскую народную партию для создания блока? Есть же партии с большей вероятностью прохождения в ВР...
 
- Я с этой политической силой с 1990 года. У меня было не фиксированное членство, но я являлся их пылким симпатиком. Главное, что они мне верили и поддерживали меня, а я - их. Думаю, что у меня не было альтернативы. С этой партией я 15 лет, с ней и останусь. Я симпатизировал УНП и симпатизирую потому, что у нее есть идея, патриотизм, позиция, которая последовательно внедряется. Когда на Майдане состоялась победа, когда Ющенко стал всенародно избранным Президентом, то УНП единственная сказала, что не разделяет принципов НСНУ, и создала в парламенте отдельную фракцию, но, поддерживая Ющенко, подвергала критике то, что делает его окружение.
 
- В минувшую пятницу на съезде был обнародован список кандидатов в депутаты от вашего блока. Кто вошел в вашу команду?
 
- В ней много известных людей. Вы знаете, есть такое неписаное правило, чтобы получить голоса или проценты, или победу, надо иметь три вещи: авторитетов, второе поколение молодых и опыт. Мы не можем соревноваться с тугими и масштабными кошельками, и не будем. Избиратель решит, выбирать кошельки или идею, или патриотизм. Вот этим мы отличаемся в какой-то мере от других.
 
- Вернемся опять к съезду. Во время утверждения списков кандидатов в депутаты некоторые делегаты высказывались неодобрительно и голосовали против...
 
- Насчет шероховатостей относительно списков, еще не помню за всю историю, чтобы такого не было. Мне кажется, что они были толерантны, и я признателен делегатам межпартийного съезда и тем, кто голосовал против, и тем, кто воздержался. Все старались обосновать свою позицию. Их ведь надо понять по-человечески. Но есть и такое, что они должны понять. Кроме Украинской народной партии, остальные ни разу не принимали участия в выборах в Верховную Раду и местные советы как субъекты избирательного процесса. Они голосовали за кого-то, но не были зарегистрированы - следовательно, партия не приобретала опыт. У нас более 130 партий. Впервые в 1998 году, когда мы проводили выборы на смешанной основе 225 на 225, 33 партии были субъектами избирательного процесса, а 7 преодолели барьер. 2002 год. Вторично мы проводим выборы:
 
34 партии - субъекты избирательного процесса и 6 партий и блоков прошли в ВР. И люди, и партии понимают, что такое пропорциональная система. Поэтому я ждал, что они скажут: "Хорошо, что все-таки мы, и фермеры, и свободные крестьяне, и "Соборная Украина", в конце концов, стали субъектами избирательного процесса, и это зафиксировано в документах ЦИК". Они приобретают определенный опыт. Есть партии, которые по 6-7 раз были субъектами избирательного процесса, но не попали в парламент.
 
- Вы заявляете о необходимости отделения власти от бизнеса, но при этом под третьим номером в списке известный бизнесмен Александр Слободян...
 
- Я заявлял, что власть надо отделить от бизнеса?
 
- Не вы конкретно, а один из лидеров блока Юрий Костенко.
 
- Я такого не заявлял, не заявляю и не буду заявлять, так как эта очень сложная задача. Это можно декларировать, а как сделать - не знаю.
 
- Иван Степанович, вы вели межпартийный съезд, но список возглавляет Юрий Костенко...
 
- Я считаю, что Костенко за свою 16-летнюю работу выстрадал первое место в списке. И думаю, что для нашего симпатика, для нашего избирателя, не имеет значения, Костенко ли первый, а Плющ второй или наоборот. Поэтому у меня не было морального права, придя сюда, занять первое место. Хотя такие предложения поступали, в том числе и со стороны УНП. Я не думаю, что это то, что нужно было делать.
 
- Пока социологические опросы не очень благосклонны к вашему блоку. На какой результат на предстоящих выборах вы сами рассчитываете?
 
- Блок только в пятницу создан, юридически узаконен. За это время провести какие-то исследования и определить рейтинг практически невозможно. Блок будет зарегистрирован Центральной избирательной комиссией, а потом уже поговорим о процентах. С 1 января начинается агитация. Вот как мы разъясним нашу позицию, нашу платформу, нашу программу избирателю, от этого зависит, сколько будет голосов. Думаю, что голоса и проценты будут.
 
- А интуитивно?
 
- К интуиции я добавляю еще ретроспективу. Если посмотреть немножко назад, то увидим, что раньше Народный Рух Украины "За перестройку" принимал участие в такой гонке и набрал 9,7 процента. Сегодня это УНП и Народный Рух, который входит в блок НСНУ. Они не презентуют ту политическую силу, и того избирателя. Если даже мы разделим пополам, то это будет где-то около 5 процентов.
 
- Украинскую народную партию периодически обвиняют в национализме. Не боитесь, что это будет проецироваться и на блок в целом?
 
- В этой ситуации хочу напомнить слова Михаила Грушевского, который сказал: "Мы строим Украину не только для украинцев, мы строим Украину для всех тех, кто живет в Украине, а, живя, любит ее, а любя, работает на нее". Поэтому мы такую позицию твердо несем 15 лет, будем нести и дальше, в том числе и на парламентских выборах в 2006 году.
 
- Вы поддерживаете инициативу УНП о проведении Всенародного референдума относительно отмены неприкосновенности?
 
- Я считаю, что этот вопрос вызрел очень давно, и меня удивляет, почему мы к нему обращаемся только во время выборов. Не считаю это пиар-акцией. Думаю, что уже нужно завершить эту дискуссию, которая длится в течение десяти лет. Все за то, чтобы неприкосновенности не было и вместе с тем, чтобы была. Вот поэтому, мы считаем, что если этот вопрос будет отдан на решение партиям, общественным организациям и другим силам, то мы еще долго будем вести дискуссии. Нужно, чтобы свое весомое слово сказал народ. Он или хочет, чтобы у некоторых категорий людей была неприкосновенность, или наоборот, чтобы ее не было, так как в соответствии с Конституцией мы все граждане Украины и перед законом равны.
 
- Последние месяцы характеризуются расколом в провластной и оппозиционных командах. Что не поделили?
 
- Не сказал бы, что такие расколы были. Просто не завершено формирование. Там и колоть нечего было. Невооруженным глазом видно, что туда вошел такой конгломерат, который имеет разные точки зрения, разные идейную платформу. Их не объединяла идея, их объединяли интересы. И потому так получилось. Есть известная истина: в политике нет друзей, в политике есть интересы. Так вот интересы не поделили и разошлись. В конце января, в феврале и в конце марта я публично сказал: "Виктор Андреевич, я долго в политике и изучал учебник "Партийное строительство".
 
 И те принципы, формы и методы, по которым формируется НСНУ, ни к чему хорошему не приведут". К сожалению, не ошибся. В марте провели первый съезд, все, кто сегодня создает коалицию, были избраны в партийные органы: кто в политсовет, кто в президиум. А теперь еще взялись за руки и говорят: "Мы создали коалицию". Какую коалицию? Я считаю, что это был неверный подход.
 
Газета "Столичные новости"

Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/87730.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua