Судьба "суперчеловека"

20 янв, 16:57

После того как скандал с отставкой правительства и возникшими вслед за этим угрозами перешел в латентную фазу, Юлия Тимошенко совершила очередной выход в народ. В этот раз он был виртуальным, с помощью разнокалиберных СМИ: от общественно-политического еженедельника, удостоившего ее титула "Личность года" и уделившего ей пять (!) журнальных разворотов, до прямых эфиров - от региональных телеканалов до центральных. В ход были пущены также сенсационные заявления и акции: о намерении подать судебный иск на правительство за газовые контракты, на газету "Україна молода" - за публикацию о ее связи с "Итерой" и т.д.

В общем, Юлия Владимировна по максимуму использовала создавшиеся не без ее участия информационные поводы, чтобы сказать то, что она хотела сказать. В качестве одной из основных методик воздействия на избирателя на этом этапе она избрала именно телеэфир и журнально-плакатный глянец. Телекартинка с говорящей Юлией Владимировной, биг-борды и плакаты с ее изображением, бело-красно-черная атрибутика с сердцем - это то, что необходимо для максимальной визуализации образа лидера БЮТ. Строго говоря, именно этот образ является самым важным элементом избирательной кампании блока. Достаточно смотреть - такова в идеале модель информационной кампании Юлии Тимошенко и ее политической силы.

"Тимошенко избрала постмодернистскую модель, самую на данный момент стильную, - говорит о лидере БЮТ ее "стилист" Дмитрий Выдрин, №92 избирательного спискаБЮТ . - Это когда политика воспринимается как эстетика. Поэтому ее главная сила - стиль, который она создала. И неслучайно она на одежду тратит больше, чем на все партийное строительство. Потому что от партийного строительства "Батьківщини" не зависит успех "Батьківщини". Успех зависит от того, как выглядит Тимошенко. Причем не только выглядит, а как говорит, насколько она убедительна, эффектна...".

Но кроме лицезрения и любования "леди Ю", все-таки приходится слушать и даже вникать в то, что пытается донести до избирателя лидер БЮТ. Каковы последние ее сообщения? Это, конечно же, газовые контракты с Россией, позиции БЮТ в ходе и по завершении парламентских выборов, а также отношение к отдельным политикам и политическим силам - в частности, к президенту Виктору Ющенко и такому же, как и она, экс-премьеру, лидеру Партии регионов Виктору Януковичу. Эти политики являются лидерами рейтингов, поэтому, вполне вероятно, именно с ними попытается договариваться Юлия Владимировна.

"Я считаю, что в ВР попадет БЮТ, Партия регионов, СПУ, Блок Литвина, "Наша Украина", КПУ и Блок "Не так". Именно в таком рейтинговом порядке, - сообщила Тимошенко, совершенно не смущаясь, что во всевозможных социологических опросах расклад политических сил на сегодняшний день выглядит совершенно по-другому. БЮТ, в лучшем случае, может претендовать на 55-60 депутатских мандатов, или же 12-13% голосов избирателей. К тому же после голосования БЮТ за отставку правительства Еханурова прогнозируется падение рейтинга Блока.

Но все это не останавливает Юлию Владимировну на пути к созданию будущих политических проектов. Она уже формирует парламентское большинство, которое изберет коалиционное правительство. Как она представляет себе это большинство, то есть по крайней мере 226 депутато-голосов, которыми намерена управлять? Пока никак, не считая брошенного Томенко клича к объединению НСНУ, БЮТ и СПУ...

"Я понимаю, что когда мы придем в парламент, все равно придется там создавать большинство, - сказала она в интервью журналу "Корреспондент". - Но, с другой стороны, я очень верю, что политическая сила, которую я возглавляю, будет доминировать... А для количества мы, конечно, их (НСНУ) пригласим...". "По поводу коалиционного правительства на основе "Нашей Украины","Регионов" и БЮТ, то если вы подтвердите, что сможете съесть блюдо, замешанное на борще, бурятских пельменях, кулебяке и солярке, я подумаю над созданием такой коалиции...".

Неизвестно, какие кулинарные ассоциации вызывают у Юлии Владимировны названные политические силы, но, похоже, то ли борщ с кулебякой, то ли кулебяку с соляркой она 10 января уже откушала вместе с Партией регионов, СДПУ(о) и коммунистами. Поэтому Юлии Владимировне вряд ли стоило озвучивать такой радикальный рецепт: позиция БЮТ и его лидерши и в вопросах отставки правительства, и в неголосовании за бюджет, и во взглядах на будущий парламент свидетельствует о том, что Украина имеет в ее лице кризисного "кулинара" высочайшего класса. Правда, оказывается, что потреблять "наготовленное" повару приходится в одиночестве. Но кого, скажите, это сегодня смущает?

В данном контексте можно говорить о феномене Юлии Тимошенко: не имеет значения, что ты делаешь, главное - как это подать. Не имеет значения, что говоришь, главное - сказать ЭТО в нужный момент правильным тоном... И люди тебе поверят! Она давно усвоила принцип "политика - это шоу", зачастую не имеющее никакого отношения к тому, что происходит в действительности, забывая, что шоу делается все-таки для зрителей. То есть в данном случае для избирателей, симпатиков и, в конце концов, потенциальных политических партнеров, у которых, в свою очередь, могут возникнуть вопросы к знатному "кулинару" и "шоумену".

Тимошенко достаточно убедительно удается изрекать совершенно противоположные вещи, иногда даже одновременно, иногда повторяя слова других политиков. К примеру, что на самом деле ей совершенно не нужны никакие кресла и не важны рейтинги, но при этом она обязательно должна стать премьер-министром Украины, что она ни в коем случае не будет конкурировать с Виктором Ющенко в этой избирательной кампании, но, в то же время, будет бороться с его политической силой.

"Нетрудно быть героями Майдана. Ближе к победе героями себя считали все. Но трудно быть санитаром, уполномоченным Майдана. И на фоне глубоких компромиссов, несовместимых с честной жизнью, я хотела бы оставить за собой функцию не героя, а санитара...".

Для сравнения: не далее, чем летом прошлого года, когда вопрос о скорой отставке "правительства народного доверия" предсказывали только самые смелые наблюдатели, а сама экс-премьер уверяла, что "все идет прекрасно", Виктор Ющенко в адрес министров Николая Томенко и Сергея Терехина, впоследствии осевших в БЮТ, сказал следующее: "На Майдане было намного легче - шапку надел, вышел с оранжевым мегафончиком и говоришь... Это, конечно, легче, чем работать в кабинете каждый день. Я говорил Томенко, что политик может пиариться очень долго - как коммунисты 14 лет. Но когда мы говорим об ответственной власти, мы имеем в виду конкретные дела...".

Почти дословно, не правда ли? Только вместо "санитарства" - "ответственность", "конкретные дела", а значит результат. Результаты деятельности Кабмина Тимошенко таковы, что, согласно постановлению ВР, кабинет ее преемника Еханурова отправлен в отставку "по результатам работы за десять месяцев 2005 года", восемь из которых его возглавляла именно Юлия Владимировна.

Но ко всем высказываниям "леди Ю" не стоит относиться только как к обычной предвыборной риторике, призванной "нарисовать" привлекательный образ политика. Она старается наступать и отвоевывать. Красное сердце, "любі мої" в обращении к людям на майданах, обещание справедливости - трансформированные мессиджи президентской кампании Виктора Ющенко в 2004-м.

Это проявляется и в публичном отмежевании от "бело-голубого" Виктора Януковича (что не помешало БЮТ голосовать за отставку Еханурова и впоследствии говорить, что настоящей целью этого был просто отзыв подписи Виктора Ющенко под меморандумом о сотрудничестве власти и оппозиции), и в, к примеру, содержании манифеста ее блока, озвученного на съезде БЮТ в декабре.

Программа Тимошенко практически полностью повторяет программу Виктора Ющенко "Десять шагов навстречу людям", но с акцентом, что только Юлия Тимошенко и ее блок в состоянии задекларировать "новые стандарты жизни, новый путь" и построить "идеальную Украину" (именно так называется один из предвыборных проектов БЮТ).

Тимошенко пытается отвоевать для себя одну позицию "настоящего политика Майдана" или даже единственного сильного политика в Украине вообще. Только она думает сначала о Родине, а потом о себе, только она может выполнить все обещанное, только она... Она рассчитывает, что ей снова поверят - безоговорочно, полностью и искренне, как тогда, в декабре 2004-го, когда она готова была вести людей на штурм, на баррикады, куда угодно. Главное - впереди шла она, а идущие следом были... не более чем идущими следом.

Евгений Червоненко по этому поводу как-то поделился воспоминаниями: "Когда она (Тимошенко) сказала, что пойдем штурмовать администрацию президента, я ей ответил, что пусть приведет свою дочь, и я пойду вместе с ней. На этом штурм закончился...".

Тем не менее, позиционирование и представление себя как особого, уникального "сверхполитика" позволяет Тимошенко оккупировать сразу несколько весьма выигрышных редутов, занимаемых как властью, так и оппозицией: во-первых, можно продолжать взывать к ценностям Майдана и представляться эксклюзивным их носителем; во-вторых, отмежеваться от власти, то есть от ответственности за нынешнее состояние страны; в-третьих, отмежеваться и от оппозиции, то есть бывшей власти с ее жаждой реванша.

Все это позволяет делать любые, заведомо невыполнимые, заявления. К примеру, бесконечно повторять, что "я готова подставить президенту плечо", зная, что этого по разным причинам делать не нужно; заверять, что "мы все равно будем вместе"... Но ведутся газовые, электоральные или, к примеру, войны компроматов, в которых экс-премьер рассчитывала получить победу над командой Виктора Ющенко. Все это, в свою очередь, вызывает непонимание и неприятие избирателя: что происходит, с кем же она, в конце концов? Кроме прочего, для Украины нехарактерна ориентация на политическую сверхзвезду, на фюрера, какой себя видит Тимошенко.

Но Юлия Владимировна считает, что как никто другой умеет говорить и делать то, что, по ее мнению, хотят увидеть и услышать. Она, как никто другой, чувствует, что хочет слышать аудитория здесь и сейчас, но при этом говорит только то, что выгодно ей - тоже здесь и сейчас, для достижения поставленной цели. Эту цель она сама называла неоднократно - власть, желательно как можно большая, для максимального влияния на процессы.

Американцы говорят, что имидж - это "то, что, по вашему мнению, думают о вас люди, когда вы думаете, что они о вас думают". Пожалуй, да, если не упускать из виду, что люди могут не думать о вас вообще или же думать что-то свое, отличное от желаемого вами. Но ведь в борьбе за имидж и цели, сродни целям Тимошенко, не до таких мелочей - эта борьба становится самодостаточной.

"Тимошенко - женщина с тяжелой политической судьбой: она постоянно находится в борьбе, пытается реагировать на все события быстро и решительно, пытается всем доказать, что она правее, честнее и т.п., что нередко ведет к конфликтам, - считает политолог Виктор Небоженко. - И все политики научились использовать эту ее энергию конфликта...".

К примеру, голосование за отставку правительства, по мнению Небоженко, перевело лидера БЮТ в плоскость опасного для украинской политики архетипа предателя - "она голосовала вместе с врагами" против народного президента.

"В результате пострадает, конечно же не Партия регионов, а БЮТ и сама Тимошенко, так как ей теперь придется убеждать электорат, что она не это имела в виду... А политик не может сначала делать, а потом объяснять или доказывать, что был прав...". Небоженко подчеркивает, что метания и сверхбыстрые реакции Тимошенко, неумение прогнозировать последствия поступков и действий дезориентируют людей - они не знают, что она скажет или сделает завтра:

"Она хочет быть впереди любого паровоза, ведет борьбу на всех фронтах, за любой электорат, в том числе и за голоса Партии регионов. Она все время старается быть ведущей, что часто дает противоположный эффект. Потеря чувства меры, в свою очередь, неизбежно ведет к потере рейтингов...".

Версии.com

«Обсудить на форуме Силы Народа»



Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/86842.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua