Три варианта формирования парламентской коалиции

06 фев, 11:35

Сугубо пропорциональный характер избирательного закона и вступившая в силу конституционная реформа будут сохранять интригу парламентских выборов вплоть до подсчета последнего процента голосов избирателей.

Ведь кроме вопроса «кто прошел - кто не прошел», решающими факторами станут как абсолютный результат победителей, так и сумма «потерянных» голосов, т.е. отданных за партии и блоки, не прошедшие в ВР.

На сегодняшний день представляется наиболее вероятным, что благодаря «бонусу» от проигравших абсолютное большинство мест в парламенте обеспечивает результат в 42-44% голосов избирателей, но эта планка представляется непреодолимой в одиночку ни для одной из политических сил даже при радикальных потрясениях. При сохраняющихся же трендах, можно ожидать, что лидер гонки - Партия регионов - зафиксирует свой успех в районе 33% голосов.

Это очень важный показатель, ибо означает, как минимум, теоретическую возможность для ПР образовать парламентскую коалицию с одним из двух других лидеров - «Нашей Украиной» и БЮТ. Имею в тылу такую, пусть и не очень идеологически приятную возможность, ПР может спокойно обдумывать варианты коалиции с «младшими партнерами». В этом плане первая ключевая сумма: С1 = ПР+»Народная оппозиция»+»Не Так». (Разумеется, суммируются только результаты, превышающие 3%.) Если эта сумма обеспечивает абсолютное большинство голосов, то это, очевидно, означает, создание «бело-голубой» коалиции. На сегодня такой результат, даже в случае преодоления барьера блоками Натальи Витренко и Леонида Кравчука, представляется малореальным (хотя полностью сбрасывать его со счетов тоже нельзя!).

Вторая ключевая сумма: С2 = С1+КПУ. Если здесь будет достигнуто абсолютное большинство голосов, то это, прежде всего, невозможность появления «оранжевой коалиции». Что, однако, отнюдь не равносильно созданию коалиции во главе с ПР: коммунисты почти наверняка не пойдут на союз с «Регионами».

В этом раскладе важны следующие ключевые суммы: С3 = С1+НБЛ и С4 = С1+СПУ. В данном случае Народный блок Литвина и Соцпартия Мороза рассматриваются в качестве потенциальных «спикероносцев», и с ними весьма вероятен компромисс на условиях Владимир Литвин (Александр Мороз) - председатель ВР, Виктор Янукович - премьер-министр. У автора этих строк, например, не вызывает сомнений, что ради спикерского места Александр Александрович готов еще больше раздвинуть границы возможных для себя компромиссов. Тем более что на днях он сам публично высказался в пользу гипотетической возможности коалиции с Партией регионов.

Дальнейшее уже банально: сумма С5 = С1+НБЛ+СПУ гарантированно обеспечивает абсолютное большинство, но достижение компромисса неимоверно усложняется...

Все эти расчеты и прикидки наилучшим образом демонстрируют вышеупомянутую важность буквально каждой десятой процента - потеря или, наоборот, набор нескольких десятков тысяч голосов может лишить партию (блок) места в парламенте или, наоборот, провести в ВР 15-16 депутатов.

«Оранжевая » игра

Очевидным недостатком всех вышеприведенных расчетов является их «Регионоцентричность», т.е. выстраивание коалиции вокруг ожидаемого относительного победителя выборов - Партии регионов. Несомненно, аналогичные выкладки можно сделать и относительно «Нашей Украины».

Однако здесь ситуация сложнее - трудно определиться с ключевой суммой. Так, S1= «НУ»+СПУ+НБЛ+ПРП-ПОРА+УНБ (напомним, что складываются только результаты, превышающие 3%) заведомо не обеспечивает большинства голосов. И это при том, что шансы на прохождение у ПРП-ПОРА существенно хуже, чем у «Народной оппозиции» Натальи Витренко, а у Народного Блока Костенко - Плюща - чем у «Не Так!».

При этом сумма S2=S1+БЮТ может при определенных условиях обеспечить парламентское большинство, но вся проблема состоит в том, что Юлия Владимировна менее, чем на пост премьер-министра не согласна. Да и двум потенциальным спикерам - Александру Морозу и Владимиру Литвину - в одной «берлоге» будет тесновато...

Согласиться же на новое премьерство г-жи Тимошенко ни для Виктора Ющенко, ни для «Нашей Украины» не представляется возможным. Тем более, в ситуации конституционной реформы.

Таким образом, «оранжевый» лагерь в значительной степени лишен политического пространства для маневра, потому для пропрезидентских сил представляется более реальным постараться заблокировать создание бело-голубой коалиции. Проблема только в том, что тот же Александр Мороз куда менее принципиален, чем Петр Симоненко, Наталья Витренко или лидеры блока «Не Так!»: если ему откроется возможность занять пост спикера в «бело-голубой» конфигурации, он, несомненно, воспользуется ею. Да и Владимир Литвин не производит впечатления человека, готового безропотно похоронить себя в братской пропрезидентской могиле.

Расчёты и просчёты БЮТ

Третий вариант формирования парламентской коалиции - вокруг БЮТ - представляется наименее вероятным, но, тем не менее, он так же должен быть рассмотрен. Хотя бы потому, что на него всерьез рассчитывает Юлия Тимошенко, и уже сам этот факт должен быть принят во внимание.

Разумеется, амбиции Юлии Владимировны во многом базируются на явной переоценке рейтинга ее именного блока. Но есть и вполне определенный расчет на кризисную ситуацию парламентского тупика в будущей Верховной Раде, из которого будет найден неожиданный выход. Секретом Полишинеля является рецепт этого выхода: коалиция БЮТ и ПР с премьером Тимошенко во главе. Юлия Владимировна убеждена (и узкий круг ее советников поддерживает эту уверенность), что она всегда договорится с Виктором Федоровичем, ибо последний, по ее мнению, способен обменять власть на экономические преференции («Ведь он, Юлия Владимировна, прежде всего, бизнесмен, а вы - незаурядный политик», - верноподданнически поддакивает ближайшее окружение).

На самом же деле, г-н Янукович, уже давно переросший уровень бизнесмена, хозяйственника и администратора, заведомо не пойдет на подобного рода «размены». Более того, именно ПР, проведя сравнительно недорогую предвыборную кампанию (особенно - в пересчете на количество полученных мест), менее всего будет опасаться возможного роспуска парламента и повторных выборов. А вот депутаты-спонсоры БЮТ (как и их нашеукраинские коллеги по финансовому бремени) вполне могут поднять «бунт на корабле» и проголосовать не сердцем (которому не прикажешь), а кошельком (который сам приказывает). Вот тут-то и развеется весь миф об императивном мандате: новый вариант Конституции запрещает лишь переход из фракции во фракцию, но не обязывает к солидарному голосованию! И, что самое главное, никакого механизма отозвать «бунтовщиков» у партии нет.

Таким образом, наиболее вероятным на сегодняшний день представляется создание парламентской коалиции на базе Партии регионов.

Дмитрий Джангиров, Новый понедельник


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/86361.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua