05 апр, 11:21
В далекой, как теперь кажется, древности — в 1998 году, едва лишь начали проводиться выборы в парламент на пропорциональной основе, возник новый политический миф — "Легенда о золотой парламентской акции".
Центризбирком не успевал еще объявить окончательные итоги волеизъявления граждан, а политологи уже высчитывали — кому же достанется легендарное золото Верховной Рады? Пурпурную тогу обладателя "золотого акционера" с надеждой примеряли все лидеры фракций, особенно те, партии которых с трудом преодолели барьер и никак не могли рассчитывать на избыток влияния и возможностей. В 1998 году на "золотую акцию" претендовали "зеленые" (5,64%), "Громада" (4,68%) и объединенные эсдеки (4,02%). В 2002 — БЮТ (7,20%), СПУ (6,94%) и все та же СДПУ(о) (6,24%).
Но не складывалось. Ни у кого. Как Синяя Птица в сказке Метерлинка исчезал, растворяясь в пространстве, и никому не давался в руки загадочный артефакт. То есть все эти партии, конечно, получали какую-то долю в руководстве парламентских или правительственных органов, более-менее соответствующую полученным на выборах результатам, — но не более того. А "золотая акция", по определению, должна давать своему обладателю гораздо бо’льшие возможности. Возможности, как минимум на порядок превосходящие те, которые вытекают из буквального подсчета соотношения полученных на выборах процентов.
В чем же дело? Прежде всего, претендентов каждый раз оказывалось слишком много. А это значит, что основные политические игроки имели возможность выбирать и торговаться, сводя к разумному (со своей точки зрения) минимуму неоправданно завышенные претензии младших партнеров. То есть, акции у них получались не "золотые" и даже не слишком "серебряные", а так — в лучшем случае "посеребрённые". Ситуативное большинство всегда решало все вопросы. Или не решало. В 1998 году эсдеки выторговали пост вице-спикера для Виктора Медведчука, а "зеленые" — несколько министерских портфелей. В феврале 2000 года, когда в результате т.н. "бархатной революции" сменилось парламентское руководство, статус Медведчука поднялся до "первого вице", а отколовшаяся от лазаренковской "Громады" и примкнувшая к новому большинству фракция "Батькивщина" получила пост вице-премьера по ТЭКу для своего лидера Юлии Тимошенко. И т.д., и т.п. Таким образом, первый вывод — "золотых акций" не может быть несколько. Она может быть лишь одна. Только при этом сравнительно небольшая по численности фракция, не вошедшая в число главных призеров, может, тем не менее, оказывать определяющее влияние на парламент и принимаемые им решения.
При этом для того, чтобы "акция" стала на самом деле уникальной, получившая ее политическая сила должна иметь реальную свободу маневра. Ну какую, на самом деле, возможность маневрирования в 1998-2002 гг. имели эсдеки? Или "зеленые"? Или "Громада"? А в предреволюционном накале противостояния 2002-2004 годов много ли степеней свободы было у СПУ, эсдеков и "Батькивщины"?
Наконец, многое зависит от обстоятельств. А обстоятельства обычно не благоприятствуют небольшим фракциям. Большие фракции могут (как это бывало неоднократно) заблокировать работу Рады, могут сорвать голосование, покинув зал заседаний или просто вытащив карточки. А как в парламенте минувшего созыва могли сказаться на кворуме регулярные демарши БЮТа или социалистов? Да никак. Они и не сказывались. Грубо говоря, голоса небольшой фракции могут стать "золотыми" (в хорошем, политическом смысле), если эта фракция оказывается тем элементом, без которого работа парламента в принципе становится невозможной, или, как минимум, неадекватно затруднена.
Именно такая ситуация сложилась в нынешней Верховной Раде. Чудо Святого Грааля таки явило себя. Социалисты Александра Мороза впервые в истории украинского парламентаризма на самом деле получили полновесную "золотую акцию". На сегодняшний день без фракции СПУ невозможно создание ни одного из обсуждающихся коалиционных объединений. И наоборот. Участие социалистов в составе как "помаранчевой" коалиции, так и коалиции НСНУ и ПР (или, о чем говорят все чаще, в "большой коалиции") придает устойчивость любой конструкции. В идеологически более естественном помаранчевом варианте именно фракция социалистов дает альянсу реальное парламентское большинство. Во всех прочих вариантах коалиционного объединения СПУ не только придает жизненно необходимую ему политическую респектабельность, но, что гораздо важнее, оказывается тем единственным элементом, который способен уравновесить и сгладить идеологические и даже (отчасти) межличностные противоречия остальных участников.
В известной сказке Метерлинка герои, найдя в своих странствиях чуть ли не десяток Синих Птиц, ни одну из них так и не смогли забрать с собой. Сегодня лишь от руководителей Соцпартии зависит, насколько адекватно сумеют они распорядиться благоприятно сложившимися обстоятельствами.
Грани плюс
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/84647.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua