Что ж такое ВТО?

06 апр, 16:34

Всемирная торговая организация для Украины несколько напоминает чемодан без ручки. Его и нести сложно, и выбросить жаль. Впрочем, такую же характеристику могут применить и активисты ВТО к нашему государству. Дело в том, что обе стороны вроде бы стремятся «в объятия» друг к другу, но при этом умудряются держать «по кукишу в кармане». Это, по крайней мере, странно, учитывая, что процесс присоединения стартовал еще в далеком 1993 году. Но с тех пор ни украинские, ни ВТОшные эксперты так до конца и не определились: как лучше «переваривать» друг дружку.

Сегодня главный тезис противников вступления во Всемирную торговую организацию сводится к тому, что туда нельзя вступать быстро. Возможно. Ведь большинство стран, проводя свой диалог по поводу присоединения к той или иной организации, пытаются учесть не только позитивные, но и многочисленные негативные нюансы. Отсюда и появляются, так называемые, переходные периоды относительно внедрения тех или иных норм. Но в Украине, не взирая на очень длительный переговорный процесс (12 с гаком лет – не один день) отсутствуют четкие расчеты: когда и при каких условиях лучше всего вступать во Всемирную торговую организацию.

Однажды «облом» уже случился. Ведь, помнится, одним из приоритетов президента Виктора Ющенко было членство в ВТО нашей страны до конца прошлого года. Этого не случилось, поэтому теперь власть активно пытается «запрыгнуть» в эту уважаемую организацию в 2006-м. Процесс действительно идет, и соответствующие двусторонние протоколы подписываются. Но об этом – чуть позже.

Сперва давайте вспомним, как, приблизительно с лета прошлого года украинское общество почти уверовало: от Всемирной торговой организации нам никуда не деться. Прозападные политики радовались и готовились отпраздновать первый серьезный международный прорыв новой власти. Их оппоненты тихонечко вздыхали, но в своем большинстве воспринимали ВТО как необходимое зло. Производители же молча взвешивали все «за» и «против. Но после того как прошлой осенью стало ясно: вступление откладывается, большинство производителей уразумели, что снова могут быть услышанными. И с новой силой начали объяснять правительству подводные течения «быстрого» членства.

Сразу необходимо отметить, что любое «взвешивание» позиций должно было произойти намного раньше. Согласитесь, что за 12 лет можно было просчитать все нюансы, до мельчайших деталей. И, как минимум, попытаться найти «противоядие». Но такой уже у нас менталитет, замешанный на поговорке о мужике, громе и желании перекрестится… Сегодня однозначно можно говорить лишь о том, что вступление в ВТО прекратит многочисленные антидемпинговые расследования против украинских производителей. Это – бесспорный плюс. А во всем остальном – пока туманно. Причем, вышло так, что в течение нескольких лет никто из правительственных мужей не заботился об евроинтеграции вообще и о вступление в ВТО в частности. Нередко доходило даже до абсурдов. Например, программа правительства Виктора Януковича, принятая парламентом весной 2003-го года, формально провозглашала движение в сторону ВТО. Но реально и сам бывший инфант-кандидат, и его «зоряный» штаб всячески обливали грязью организацию как таковую. Причем, так происходило и во время президентской кампании, и недавно, когда шла парламентская борьба.

Фактически, более-менее реальная работа относительно присоединения к ВТО началась именно год назад – после инаугурации Виктора Ющенко. Понятно, что ее возглавил прошлый состав Кабинета министров. Кто бы что ни говорил, но сделано было не так и мало. Другое дело – не всегда правильно. Так, многие эксперты констатируют: во время подписания двусторонних соглашений о доступе на рынки товаров и услуг, Кабмин сработал на «троечку». Впрочем, то же самое можно сказать и о нынешнем экономическом блоке правительства, который унаследовал проблемы предыдущего.

Вот что думает по этому поводу известный защитник национального товаропроизводителя, депутат фракции ПППУ Виталий Майко: «Всемирная торговая организация – важный элемент нашей экономики. Но я не вижу большой проблемы в том, что мы не стали ее членами именно в прошлом году, как анонсировалось. Мы до сих пор отработали не все законодательные нюансы. Я длительное время анализировал, как вступали во Всемирную торговую организацию другие государства. Опыт подтверждает: при подготовке двусторонних соглашений, мы далеко не всегда отстаивали национальные интересы должным образом. Есть немало держав, подписавших аналогичные документы на более выгодных условиях. Это касается и Румынии, и Польши, и, прежде всего, Китая. Поэтому, упомянутые государства получили возможность не просто выполнять требования известных партнеров, но и диктовать свои».

Любопытно, что немало отраслевых экспертов исповедуют подобную точку зрения. Это, что характерно, касается и тех отраслей, которые от вступления Украины в ВТО однозначно проиграют, так и потенциальных победителей. Скажем, ни для кого не секрет, что работники легкой промышленности всячески пытаются противодействовать введению нулевой ставки на ввоз импортной кожи. Говорят, это полностью уничтожит отечественный легпром, и так переживающий не лучшие времена. Зато металлурги Украины после присоединения к ВТО получат неплохой шанс побороться за расширение рынков сбыта. Правда, последние газовые перипетии несколько подточили и их оптимизм. Дело в том, что повышение цены на «голубое топливо» снижает рентабельность отечественных меткомбинатов.

Металлурги обещают модернизировать предприятия и постепенно налаживать экономные технологии. Но проблема в том, что отказ от использования газа влетит отрасли в серьезную копеечку. К тому же, этот процесс будет длиться не один год. По оценкам экспертов, для того, чтобы убрать газ из технологий, металлургической отрасли понадобится примерно 2,2 миллиарда долларов. А если все это еще и поставить на экологические «рельсы», нужно будет до десяти миллиардов и пять лет времени.

Но вернемся «к нашим баранам». Большинство украинских производителей нынче активно рекомендуют поучиться вступлению в ВТО у китайских коллег. Ведь именно они в последнее время все активнее выходят на пик своей «торговой формы». Президент Украинской ассоциации работодателей «Укрлегпром» Валентина Изовит утверждает: «Мы уже не первый год анализируем взаимоотношения с китайской стороной. Отслеживаем, сколько тамошней продукции попадает на украинский рынок, какой процент качественного товара из этого объема. Так вот, оказывается, что импорта из восточной державы к нам приходит в 2,5 раза больше, чем производится у нас. Как можно конкурировать при таких условиях? Это же полное уничтожение нашего производителя. Поэтому нам просто необходимо во-первых, прекратить контрабанду. А во-вторых, повысить таможенные ставки на ряд товаров. Это неправильно, что он поступает в Украину по заведомо заниженным ставкам».

На китайский пример ссылаются и металлурги. Скажем, генеральный директор Украинской организации работодателей горно-металлургического комплекса Дмитрий Белокуров (кстати, в прошлом, работавший заместителем министра экономики) утверждает: «Чуть более года назад Китай был импортером металлургической продукции. Рынок этой страны был очень благоприятным для Украины и мы поставляли туда немало продукции. Но теперь Китай построил немало собственных меткомбинатов и стартовал, как мощный экспортер. Это привело к сокращению наших поставок. Причем, не только в Китай, а и в близлежащие страны региона. Именно поэтому, потенциальное вступление в ВТО мы рассматриваем дуалистично. С одной стороны, мы сможем завоевывать доселе неизведанные рынки. Но с другой, и наш рынок станет более открытым».

И, наконец, еще одна деталь, о которой вот уже года три, как говорят наши правители. Речь идет о так называемой «синхронизации» вступления в ВТО с Российской Федерацией. Такая идея имеет как сторонников, так и яростных противников. Возможно, именно поэтому, она, подобно поплавку, то всплывает на политическую поверхность, то глубоко исчезает в экономической пучине. Оппоненты такой «синхронизации» утверждают: Россия безнадежно отстала от нас в этом процессе. Поэтому, ориентироваться на РФ – значит делать шаг, а то и два назад. Сторонники говорят: совместное продвижение позволит больше защитить отечественных производителей. В первую очередь, тех, кто тесно связан с российскими (чувствуется советское прошлое). А еще – пересмотреть некоторые условия, навязанные Украине в переговорном процессе.

Одним словом, вопрос нашего вступления во Всемирную торговую организацию все еще открыт. Наверное, это и хорошо, и плохо. Хорошо, поскольку возможность учесть оставшиеся нюансы все еще остается. Плохо, поскольку последствия оранжевой революции и прихода к власти новой команды, нивелируются и таким образом. Кому же приятно вечно тягаться с тяжеленными чемоданами. Особенно, если они – без ручек…

DailyUA


 


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/84590.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua