11 апр, 12:00
Ни один переговорный процесс с социалистами не проходит без участия Иосифа Винского. И сегодня он как никто посвящен в хитросплетения создания коалиции, где СПУ участвует в роли «золотой акции».
Но каждое промедление с появлением на свет «трехглавого парламентского дракона» для социалистов, похоже, смерти подобно. Ведь при всех других вариантах возможного большинства они вообще могут остаться не у дел (варианта коалиции с Регионами пока нет в их повестке дня).
И пока горяча наковальня, Иосиф Викентьевич, в отличие от других переговорщиков, не боится признавать, что в этом процессе важна не только программа, но и должности. На их то из всех участников переговоров и обращают наибольшее внимание социалисты, «под шумок» пытаясь сохранить не только уже полученные государственные посты, но и увеличить количество кресел во власти до максимально возможного уровня.
«Сегодня официально кандидатуры на пост премьера никто не выдвигал»
Иосиф Викентьевич, как повлияла на переговорный процесс сегодняшняя встреча представителей Соцпартии, БЮТ и «Нашей Украины»?
Позитивно.
Чей именно вариант был положен в основу проекта соглашения, с которым переговорщики ушли со встречи?
Это компиляция предложенного ранее Меморандума и Программы президента Ющенко.
Как вы оцениваете ход переговоров и недавно появившееся «ночное» решение политсовета Народного союза «Наша Украина»?
Переговорный процесс продвигается сложно, потому что в «Нашей Украине» есть люди, которые рассматривают два противоположных вектора. Одна часть рассматривает вектор блокирования с Соцпартией и Блоком Юлии Тимошенко, другая - вектор блока с Регионами. Это чувствуется. Поэтому им очень трудно определиться политически.
Но меня радует, что на этом политсовете было принято четкое политическое решение «Нашей Украины» о том, что должна быть демократическая коалиция в составе БЮТ, СПУ и НУ. Это позитивный сигнал, позитивный шаг, и назначение конкретных людей, которые имеют право вести переговорный процесс, - Еханурова и Безсмерного – тоже дает позитивный посыл. Но с другой стороны, жаль, что они не рассмотрели подготовленный нами меморандум, и не приняли по нему никакого решения. Вместо этого поддержали протокол, который ни с кем не согласовывался. Ну, вы сами понимаете, что поддержка в одностороннем порядке документа, который они сами себе написали, ни с кем не согласовав – это тупиковая ситуация. То есть, такая позиция, которой сегодня придерживается «Наша Украина», очень серьезно тормозит процесс.
Но зачем им это нужно? У вас есть версия?
Я не хочу давать какие-либо оценки действиям «Нашей Украины», она самостоятельная политическая сила, и пусть сама разберется в себе, чего она хочет. Я не имею для этого ни полномочий, ни желания каким-то образом обсуждать логику их поведения.
В таком случае давайте обсудим логику поведения Соцпартии, какие условия в формате демократической коалиции вы выдвигаете?
У нас нет особых условий. Мы считаем, что надо садится за стол, вести совместные переговоры, вырабатывать совместные решения, оформлять их документально и заниматься работой. Напомню, что мы принципиально сделали еще один шаг навстречу. «Наша Украина» в одностороннем порядке приняла решение о том, что коалиция должна строиться на базе программы Президента Ющенко. Опять же, не обсудив это с нами, но ведь у Соцпартии есть своя программа, а у Блока Юлии Тимошенко - своя. И, безусловно, у нас там есть разные подходы по разным вопросам, оценки и так далее. Однако еще раз очень внимательно проанализировав президентскую программу «Десять шагов навстречу людям», публично и Мороз, и Тимошенко сделали еще один шаг в сторону компромисса — написали письмо Виктору Ющенко, в котором сказали, что мы, как политические партии готовы взять в основу деятельности будущего правительства программу Президента.
Какой-то ответ уже последовал от Президента, или нет?
Пока никакого ответа от Президента нет.
Понятно, что при создании коалиции на первом месте стоит программа, а должности не главное, тем не менее, на какие посты вы претендуете?
Почему это не главное? Мы никогда не фарисействовали и не игрались вокруг этого. Люди идут на выборы для того, чтобы выиграть, сформировать в Верховной Раде большинство и организовать свое политическое правительство. Но правительство ведь состоит из должностей. Поэтому, когда мне говорят, что должности не главное, это полная чепуха. В конце концов, политику делают конкретные люди, а не какие-то общие лозунги.
Так на какие должности претендует ваша партия?
Мы сказали четко, что давайте не играться в эти «кошки — мышки», и определяться не с постами, а с принципами их распределения, с ответственностью. В качестве таких принципов мы предложили меморандум, который сегодня не позволяет никому говорить о каком-то конкретном своем месте.
Преимущество этого меморандума в том, что есть очередность выбора должностей. Каждая политическая структура самостоятельно выбирает тот приоритет, который она считает для себя на сегодня наиболее важным. И, исходя из количества полученных процентов поддержки населения, она имеет право выбора в первую, во вторую или в третью очередь. Мы этот принцип задекларировали. Я считаю, что он очень справедливый, очень четкий, очень прогнозируемый и понятный. А потом, когда партия выберет себе определенную должность, она уже будет подбирать под нее человека, прежде всего, по профессиональным качествам, а потом по политическим и так далее.
Вы хотите сказать, что не будете требовать оставить за вами должность главы Фонда госимущества, аграрного министра, министра внутренних дел, министра образования?
Мы не определились еще окончательно, какие будут для нас должности приоритетными. Еще с предвыборной кампании мы четко определились только, что это будет Министерство промышленной политики.
Есть мнение, что недавнее заявление министра-социалиста Александра Баранивского о том, что он не будет работать в правительстве Тимошенко, может испортить отношения Соцпартии с БЮТ в переговорном процессе…
Ну, как это может испортить отношения? Это личное заявление Александра Баранивского, который сегодня не влияет на принятие этих решений.
То есть, однозначно уже будет помаранчевая коалиция, или все-таки есть опасения, что может быть союз «Нашей Украины» с Регионами?
Помаранчевой коалиции не будет - это однозначно. Я просил бы вас снять определение «помаранчевая» с применения в политическом лексиконе. Сегодня есть ключевая позиция, на которую вышли все политические структуры, есть решение, что мы будем создавать коалицию демократических сил Украины, в которую войдут разноцветные команды: помаранчевая «Наша Украина», рубиновая Соцпартия, белая — Блок Юлии Тимошенко. Поэтому тема помаранчевой революции и тема помаранчевой коалиции снята раз и навсегда. Мы будем строить демократическое общество, и главное, что нас объединяет, - стремление обеспечить демократический вектор развития Украины. Это не только название, но и суть нашей совместной деятельности на перспективу, главный месседж, ради чего мы создаем большинство в Верховной Раде и правительство.
Однако, Президент сказал, что надо все-таки учитывать и ту часть Украины, которая проголосовала за Партию регионов. В каком формате возможно это сотрудничество, или же это в принципе невозможно?
Почему невозможно? Мы же не дикари, и прекрасно понимаем, что в Партии регионов и в других партиях есть профессиональные люди, которых можно привлечь к власти. Но не на уровне политических фигур, а на уровне профессионалов. Поэтому понятно, что, если, допустим, в Луганске Партия регионов имеет 70% поддержки в областном совете, то ставить там руководящие кадры с «Нашей Украины» на должность губернатора будет некорректно, потому что его каждый день будут снимать с работы, поэтому нужно искать человека, который будет адекватен той ситуации, которая сложилась в Луганске. Мы не говорим, что это будет человек от Партии регионов, но тот, кто будет устраивать и Партию регионов.
То есть, такой человек может быть и не партийным?
Может быть, и непартийным. Сегодня мы конкретно эту ситуацию не обсуждали. В меморандуме, который мы предварительно согласовали, четко записано, что заместителем председателя Верховной Рады и первыми замами парламентских комитетов будут люди от оппозиции. Это то, что мы уже сегодня готовы продекларировать и отдать. Если нужно отдать и какие-то контрольные функции, то это можно рассматривать. То есть, мы готовы идти цивилизованным путем, но не готовы отдать места в Кабинете Министров, где есть политическое определение перспективы социально-экономического развития страны. Там коалиция четко будет стоять на своих позициях.
Но получается так, что, согласовывая условия о создании демократической коалиции, вы сами определили роль и Партии регионов, выталкивая ее в оппозицию…
А как иначе? Безусловно. Создавая свое большинство, мы всем остальным указали, что их роль в оппозиции. Нормальная норма, так делается во всей Европе.
Почему вы так уверенны, Партии регионов уже не удастся создать свою коалицию, например, в таком экзотичном варианте – с левыми партиями? Арифметически такое возможно…
Арифметически, если брать Коммунистическую партию и Партию регионов, у них 226 голосов не набирается.
Я имею в виду еще и Соцпартию…
Нет. По Соцпартии даже не провоцируйте меня на ответ по этому вопросу, ни одного голоса на политсовете за какой-либо формат с Регионами не прозвучало.
Во время совместной пресс-конференции Юлия Тимошенко однозначно сказала, что БЮТ уйдет в оппозицию, в случае несоздания обсуждаемой коалиции, и она надеется, что СПУ уйдет вместе с ними. На что Александр Мороз ответил, что он бы не спешил с ответом на этот вопрос. Так Соцпартия в таком случае готова уйти в оппозицию, или есть другие варианты?
На политсовете рассматривалось три варианта: первый — было четко сказано, что в случае блокирования это будет демократическая коалиция Соцпартии, БЮТ, «Нашей Украины», второй - оппозиция, третий - роспуск парламента. Других вариантов мы не рассматривали, поэтому ответ на этот вопрос мы дали не на уровне выступления лидера, а на уровне решения политсовета.
Можем мы говорить уже о каких-то сроках появления этой коалиции в формате трех?
Она сформируется в установленные Конституцией Украины сроки. Сегодня понятно, что меморандум «Нашей Украиной» как бы проигнорирован, поэтому мы будем разрабатывать формат по переговорам о формировании коалиционного соглашения, что предусмотрено регламентом Верховной Рады. 10 мая, очевидно, будут итоги, 15-го они будут опубликованы, останется 20 дней до получения депутатских мандатов. То есть, где-то до 10 мая у нас есть время для того, чтобы созвать сессию и определить все эти вопросы.
Я по большому счету не вижу здесь проблем, у нас еще есть месяц времени. Единственное, что это беспокоит общественность, которой бы хотелось ясности, беспокоит инвесторов, которые хотят понять, кто будет управлять государством, потому что это негативно влияет на внутреннюю ситуацию в стране. Чем быстрее мы определимся политически, тем проще и понятнее будет Украина для внешнего и внутреннего мира. В этом сегодня проблема. Так что на сегодня еще нет цейтнота, который предусмотрен Конституцией.
Могут ли оправдаться слова Юрия Еханурова о том, что коалиция будет создана, но в последний день отведенного законом срока? Согласны ли вы с мнением, что именно с этим связано затягивание «Нашей Украиной» процесса формирования коалиции, поскольку перед угрозой роспуска партнеры будут более сговорчивыми?
Думаю, что все участники этого процесса настолько понятны и прозрачны друг для друга, что все попытки каких-то процедурных и других вопросов будут только играть плохую игру. Ведь чем больше будет потрачено времени на все эти игрища, согласования, затягивание, тем хуже будут отношения внутри коалиции для ее формирования, потому что тут вступает фактор недоверия и тому подобное. Поэтому я верю в то, что коалиция будет создана быстрее, чем в последний день, предусмотренный Конституцией.
Судя по вашим заявлениям, Юлия Тимошенко - это единственная кандидатура на пост премьера, или же есть другие обсуждаемые кандидатуры?
Я не знаю. Сегодня официально кандидатуры на пост премьера никто не выдвигал.
Кроме прочих, активно обсуждается еще и версия создания демократической коалиции на полгода с премьером Тимошенко, которая в силу разных причин может распасться где-то к осени, а вместо нее сформировать уже новую коалицию, с новым составом правительства при участии членов Партии регионов. Вы верите в реальность такого сценария?
Думаю, что сценарии рисовать можно какие угодно. Но нужно быть полным идиотом, чтобы создавать коалицию из 243 человек и допустить, чтобы она через полгода распалась. Для этого есть процедурные моменты, согласование позиций, у нас так много совместной работы, что только люди полностью безответственные за страну, которые думают только о своих амбициях, могут так рассуждать. Позиция нашей партии будет четкой. Мы будем создавать коалицию на пять лет, и будем вырабатывать логику нашего поведения на пять лет.
Только в таком формате?
Только в этом формате. Безусловно. Другого формата мы не рассматриваем.
Но насколько устойчивой будет такая коалиция, ведь уже сейчас очевидно, что есть много противоречий между БЮТ и «Нашей Украиной»?
Какие противоречия? Назовите мне их.
Да самое главное, наверное, это противоречия на уровне личного невосприятия...
Субъективный характер личных противоречий присутствует, это главная проблема. Но его можно преодолеть только на основе очень четких, прозрачных и прагматичных договоренностей.
Например? Что может гарантировать ненападение друг на друга?
Взаимный интерес. Все «ястребы» данного процесса должны быть из него убраны, и на это должна быть добрая воля всех политических структур. Те люди, которые явно ведут к подрыву этого соглашения, должны быть выведены за скобки этого процесса. И все. Они не должны быть ни в правительстве, ни в комитетах Верховной Рады.
Но кроме «ястребов» есть еще Президент. И сегодня многих волнует, будет ли налажено сотрудничество между Юлией Тимошенко и Виктором Ющенко после сентябрьской конфликтной ситуации, закончившейся отставкой Юлии Владимировны. Когда будет создана эта коалиция, вы верите в то, что премьер-Тимошенко и Президент найдут общий язык?
Я не знаю, о чем вы говорите. Может быть, вы знаете, какие-то внутренние конфликты, я не видел публичных конфликтов между Президентом и Тимошенко. Не видел. Даже то обоснование, по которому увольнялась Тимошенко с должности, не основывалось на их личном конфликте, а было обставлено как интриги внутри команды Ющенко. Я не слышал, чтобы Президент сказал, что Тимошенко такая-сякая, а тем более от Тимошенко я такого никогда не слышал. Наоборот, она всегда пыталась декларировать, что Президент тот человек, с которым она хотела бы работать.
Вы считаете, что новый состав Верховной Рады не допустит никаких конституционных изменений, ни отмены политреформы?
Безусловно. Новый состав Верховной Рады не допустит реванша авторитарной системы.
Главред
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/84472.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua