26 май, 15:07
За последние годы власти так много говорят о решении жилищного вопроса молодежи, что если бы столько же делали, то проблему давно бы сняли. «Дела», конечно, тоже есть: в конце прошлого года из-за отсутствия средств заморозили компенсацию процентных ставок по программе Госфонда содействия молодежному жилищному строительству. А недавно вступивший с силу Закон «Об основах социальной защиты бездомных граждан и беспризорных детей», вроде бы защищающий права несовершеннолетних, лишил возможности благополучные семьи обзавестись жильем в кредит, пишет газета "Первая крымская".
Хотели как лучше
Большинство молодых семей решают жилищный вопрос с помощью банковских кредитов: молодежных или ипотечных. Однако на все операции с недвижимостью, правом пользования которой имеют несовершеннолетние дети, необходимо получить согласие опекунского совета при местном органе исполнительной власти. Неудивительно, что нововведение не на шутку взволновало банки. Дело в том, что ипотечное жилищное кредитование предполагает, что купленная в кредит недвижимость передается банку в залог.
То есть полноправным собственником ее заемщик становится только после того, как выплатит кредит и проценты по нему. Но если по какой-то объективной или субъективной причине он перестает платить, банк вправе продать недвижимость, компенсировав себе долг и вернув заемщику остаток. В случае ипотечного кредитования семьи с малолетними детьми банк должен будет сначала получить добро от опекунского совета и только потом продавать залог. Но рассчитывать на то, что представители власти позволят оставить ребенка без жилплощади или ухудшить ее, не приходится. А коль так, кредитор лишается залога и шанса вернуть деньги.
Поэтому банки не нашли иного выхода как… притормозить кредитование семей с детьми. Директор крымского филиала «УкрСиббанка» Дина Шутько поясняет, что кредит семьи с несовершеннолетними детьми могут получить, если ребенок не будет прописан на приобретенной жилплощади. То есть банки предлагают одному из родителей и ребенку прописаться в другом месте, например в квартире родителей. Иначе в кредите будет отказано. Председатель правления АКБ «Черноморский банк реконструкции и развития» Дмитрий Грабовецкий говорит, что по этой причине вынуждены отказывать в кредитовании покупки недвижимости каждой второй молодой семье. А с теми, кто уже получил кредит и купил жилье, теперь пересматривают договоры. То есть просят выписать из квартиры несовершеннолетних. Если заемщик не соглашается, ему предлагают или перекредитоваться в другом банке, или досрочно погасить кредит, или предложить в качестве залога альтернативный вариант недвижимости (равноценное жилье родителей или других родственников). Но если бы у молодежи было это альтернативное жилье, едва ли она спешила бы взять кредит еще на одно. Словом, как говорит наш известный современник Виктор Черномырдин, хотели как лучше, а получилось, как всегда.
Выписка ребенка денег стоит?
Как всегда, получилось и в случае, когда семья с ребенком хочет с помощью банковского кредита улучшить жилищные условия. Большинство финансовых структур выдают долгосрочный ипотечный кредит, если заемщик платит первоначальный взнос (20, 25, 30% в зависимости от года сдачи в эксплуатацию приобретаемой недвижимости) или отдает в залог, кроме приобретаемой квартиры, еще и собственную. Но во втором случае платить по счетам банка приходится гораздо дороже, поэтому предпочтительнее продать свою жилплощадь и внести первоначальный взнос. Однако для того, чтобы это сделать, опять-таки требуется разрешение опекунского совета. А он, как показывает опыт, не желает выписывать ребенка в никуда (новая жилплощадь-то еще не приобретена). То есть чтобы купить новое жилье, нужно продать старое, а продать его можно, если купил новое.
Риэлтеры берутся продавать квартиры только после того, как малолетних детей из них выписали. Даже схему придумали: отъезд родителя с ребенком на постоянное место жительства в другой город или область — в этом случае паспортисты не потребуют предоставить разрешение на регистрацию по новому адресу. Так вот, в заботе о том, чтобы детей не лишали крова, законодатели отняли возможность улучшить им жилищные условия. Или создали еще одну схему получения взяток мелкими чиновниками?
Не тронь собственника
Как решить проблему, банкиры пока не придумали. С одной стороны, они понимают, что уже потеряли половину перспективных клиентов, большинство из которых платежеспособны. А с другой — останавливает законодательная незащищенность банков как кредиторов. Ведь нечистые на руку заемщики вполне могут брать кредит и не возвращать его, спланировав это заранее. А опекунские советы даже без всякой материальной заинтересованности помогут им в этом.
В Министерстве по делам семьи, молодежи и гендерной политики о проблеме кредитования семей с детьми слышат впервые. Хотя о законодательных нестыковках с покупкой и продажей недвижимости, где зарегистрированы малолетние дети, знают. Начальник отдела по делам несовершеннолетних, семейной политики и гендерного равенства Юрий Тулаев предполагает, что решить задачку можно с помощью Семейного и Гражданского кодексов Украины. В них записано, что родители управляют имуществом, которое принадлежит ребенку, но не имеют права без разрешения органа опеки и попечительства совершать действия по его разделу или обмену. А поскольку купленное в кредит имущество не является собственностью ребенка, то опекунский совет не может быть против проведения операций с этой недвижимостью. Хотя на практике все иначе, говорят банкиры.
Безусловно, есть у новой системы и очевидное преимущество: с тех пор как опекунские советы обрели реальные полномочия, нарушения имущественных прав детей практически прекращены. Правда, в статистику попадают в основном дети из неблагополучных семей и лишенные родительской опеки, а сколько благополучных семей не смогли улучшить жилищные условия, не знает никто.
ELCOMART Политический процесс
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/83055.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua