31 июл, 11:21
О формате новой коалиции в Верховной Раде, условиях участия в ней партии «Наша Украина», экономической политике будущего правительства, а также о том, будет ли Украина «воровать» экспортный газ, рассказывает председатель Политсовета «Партии Регионов», в прошлом вице-премьер Украины, а также министр финансов Украины Николай Азаров.
- Николай Янович, политический круглый стол, который проводится в эти дни в Киеве между всеми основными политическими силами, дает возможность сформировать широкую коалицию на Украине. «Антикризисная коалиция» готова к такому формату?
- Я думаю, что кризисность ситуации понимает и президент, понимает и «Наша Украина», которые выражают большую готовность пойти на компромисс ради объединения страны, ради того, чтобы найти общие подходы. Поэтому мы не стали спорить с ними об оценках ситуации в стране, а договорились о главном - о том, что мы готовы пойти на расширение коалиции. У нас открыты двери для «Нашей Украины». Мы готовы работать с ними вместе по ликвидации этих кризисных явлений.
- А на каких условиях?
- Условия должны быть всегда компромиссными. Они должны устраивать и нас, и «Нашу Украину». Я вижу, что поле для компромисса есть. Сейчас наши разговоры достаточно успешно продвигаются вперед, но есть и определенные разногласия. Но без этого невозможно, так как состав участников возможной широкой коалиции достаточно противоречив. Но когда стоит вопрос национального единства, решение системных задач стоящих перед обществом, то я думаю, что идеологические противоречия должны отойти на второй план. Особенно надо учесть, что выборы у нас через четыре с половиной года, поэтому уже надо бы отходить от предвыборной риторики и подходить к прагматике.
- А кандидатура премьер-министра может все-таки быть компромиссным вариантом или Партия регионов настаивает на кандидатуре Януковича?
- Я думаю, что нам с вами пора закончить эти разговоры. Если бы стояла речь о какой-то неизвестной политической фигуре, которая вдруг появилась, то мы могли бы об этом рассуждать. Но у нас есть конституция, и если мы говорим о том, что мы работаем над созданием демократического гражданского общества, мы должны прежде всего стоять на позиции конституции. Прошли демократические выборы, характер этих выборов никто не отрицает, сформировался парламент, в парламенте образовалось большинство. Нравится оно кому-то или не нравится, но это парламентское большинство организованно по результатам выборов, и это парламентское большинство представило в соответствии с конституцией кандидатуру премьер-министра. Нравится это кому-то или нет, но эта кандидатура - это вопрос прежде всего демократического волеизъявления большинства наших граждан через парламент.
Скажите, кому-то в той же Италии может не нравиться нынешний премьер-министр, но это не повод для того, чтобы распускать парламент или выводить людей на улицы, или требовать досрочных выборов. Избрали Проди, и все, он 4 года там будет управлять, если каких-то катаклизмов не произойдет. Или вот Ангела Меркель кому-то может не нравиться, скорее всего, она не нравится социал-демократам. Но ее большинство выдвинуло канцлером, и она канцлер, и никому в голову бы не пришло, что президент ФРГ отменит результаты выборов, назначит новые выборы.
Поэтому, почему Украина должна быть какой-то там «банановой республикой»? Не понравилось Тимошенко, что ее не избрали премьер-министром, не понравилось, что ее коалиция распалась, что не выдвинула ее в парламент, значит надо немедленно объявлять новые перевыборы. Вообще логика эта абсурдная. Тогда и мы на следующих перевыборах, если нам не удастся свою кандидатуру провести, тоже возьмем и выйдем из парламента. Мы имеем все основания. У нас 186 депутатов, с нашими союзниками 207. А сейчас уже гораздо больше. Ну, взяли мы и вышли бы из парламента и снова потребовали выборы. И так будет череда бесконечных выборов.
- 7 июля на Украине сформировалась коалиция в составе Партии регионов, коммунистической партии и социалистов. Почему она называется «антикризисная»?
- В стране существует системный кризис и прежде всего это кризис властных структур. Например, в стране нет легитимного правительства, в стране отсутствует конституционный суд, в стране ушел в отставку председатель верховного суда, отдельные деятели с окружения президента ставят вопрос о роспуске парламента. Скажите, вообще, что осталось?
Возьмем любую европейскую страну. Мыслимо ли для европейской страны, для европейской демократии, чтобы там одновременно отсутствовали все основные составляющие, определяющие структуру государственного управления? Поэтому это системный кризис власти.
Второе, мы можем констатировать наличие кризиса в экономике. В стране серьезная ситуация, связанная с подготовкой к зиме. Мы не создали достаточных запасов газа, что создает очень большие проблемы, с точки зрения транспортировки российского газа в Европу, а также громадные трудности с точки зрения обеспечения газом населения и нашего народного хозяйства. Стремительно и необоснованно растут тарифы на электроэнергию, на жилищно-коммунальные услуги, транспорт, связь. Стремительно растут цены. Правительство ничего не делает для стабилизации ситуации.
У нас отрицательное сальдо нашего платежного баланса составляет 2,7 млрд. долларов. На будущий год правительство планирует, судя по бюджетной резолюции, такой отрицательный баланс в сумме минус 4,3 млрд. долларов. Ни одна страна в мире не может мириться с такой ситуацией, поэтому мы, к сожалению, имеем дело с системным кризисом. Вот почему и появилась антикризисная коалиция.
- Вы затронули газовый вопрос. С какими трудностями может столкнуться Европа? Украина будет снова «воровать» российский газ?
- Есть большие риски для поставок транзитного газа в Европу. Если в наших газохранилищах не будет достаточного количества запасов газа, то в случае холодных зим и увеличенного потребления газа, безусловно, будет происходить отбор газа, предназначенного на экспорт. Поэтому мы должны обеспечить сейчас в уже оставшиеся месяцы до холодного периода закачку более 10 млрд. кубометров газа.
- Это реально?
- Это труднодостижимая задача, но это реально, если будет сформировано правительство, премьер которого и министр топлива и энергетики которого энергично займутся решением этой задачи.
Нынешнее правительство много говорит об энергосбережении, но на самом же деле мы увеличили удельное потребление газа. К сожалению, нынешнее правительство не реализует свои декларации.
- Вы предлагаете восстановить свободные экономические зоны на Украине, что вызвало определенную критику….
- Вы знаете, я не знаю чего тут больше - непрофессионализма, глупости, дилетантства или сознательного очернения абсолютно реальных и разумных предложений, которые прозвучали. Во-первых, это ж будет наше правительство, мы рассчитываем что премьер-министром будет Янукович, я возможно тоже буду работать в правительстве. Я что для своего правительства готовлю провал бюджета? Ну, меня что, можно назвать неразумным человеком?
Во-вторых, я четко сказал, что восстановятся только те инвестиционные проекты, которые бы показали реальную экономическую эффективность. Где были реальные инвестиции, где построен завод за иностранные инвестиции, собственник которого вложил деньги в этот завод. Где собственник получил от правительства гарантии в строительстве этого завода, гарантии того, что он будет иметь определенные льготы, он под это вложил свои деньги. Так вот именно этим инвесторам мы восстановим эти льготы. Ни о каких других речи даже не идет.
Мы должны совершить экономический рывок, прорваться в экономику знаний, в экономику высоких технологий. А это мы не сможем сделать без развития определенных инвестиционных направлений. Только глупый, абсолютно неподготовленный человек не может этого не понимать. Почему мы игнорируем опыт Южной Кореи, Китая, Гонконга и других стран, которые грамотно и умно подошли к созданию свободных экономических зон и которые послужили мотивом развития этих стран. Сейчас эти страны являются лидерами, по-другому бы не появились силиконовые долины.
- Партия регионов говорит о том, что необходимо вступать в ЕС через ЕЭП. Насколько это реально с экономической точки зрения?
- Это единственный путь нашей интеграции с ЕС. Во-первых, ЕС для нас закрыт, по меньшей мере до 2015 года. Никто нас туда принимать не будет. В лучшем случае в 2009 году мы создадим зону свободной торговли. На самом деле, кто бы что ни говорил у нас сокращаются объемы внешнего товарооборота со странами ЕС. Почему? Да потому что в 2005 году у нас были ликвидированы режимы зоны свободной торговли с десятью новыми членами ЕС. А у нас был значительный объем внешней торговли с этими странами. Поэтому, если учесть эти факторы, то у нас сократился реальный объем нашей торговли с ЕС.
Безусловно мы видим ЕС как одного из наших главных торговых партнеров, но для того, чтобы мы были полноценны, мы должны развить свою экономику, повысить конкурентоспособность нашей экономики, а для этого мы должны иметь ресурсы для нашего развития. А ресурсы – это внешняя торговля. Где? Наш рынок - это страны ЕЭП. Этот рынок надо отвоевывать. Мы потеряли сегодняшние полтора года, мы можем потерять и следующий год, полтора, и в результате мы потеряем емкий мощный рынок, который воспринимает нашу торговлю. Рынок и активная торговля со странами ЕЭП позволит нам накопить и использовать ресурсы, для повышения конкурентоспособности нашей экономики, для уменьшения энергозависимости. Мы не ловим журавля в небе, мы должны крепко держать синицу в руках. Поэтому ЕС для нас - стратегическая цель, мы декларируем ее. Но на этом пути к ЕС мы должны пройти целый ряд серьезных этапов и одним из этих этапов является создание регионального общего рынка. ЕЭП – это ни что иное, как региональный общий рынок. И таких примеров в мире много, достаточно вспомнить соответствующие проекты, которые действуют в Южной Америке, в Азии, страны объединенные близостью своего исторического развития, географической близостью всегда стремятся создать региональные общие рынки.
Нам нужно подумать, прежде всего, где мы должны завоевывать наши рынки, а не терять их. Посмотрите печальный пример Грузии, которая сейчас фактически находится в остром экономическом кризисе. Вот для нее потерян мощный российский рынок и она не может найти замену ему. Возьмите пример Молдовы. Еще недавно Воронин позволял себе какие-то там решения, которые противоречили экономическим интересам Молдовы, а сейчас ситуация заставила его думать совсем по-другому. Поэтому речь не идет о том, что мы должны отказаться от наших целей евроинтеграции, речь о том, что мы должны быть прежде всего прагматиками.
Морозов Сергей, ИА «Национальные Интересы»
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/80743.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua