06 сен, 15:25
Динамика роста украинского рынка отопительного оборудования достаточно велика даже по мировым меркам – ежегодный прирост составляет 25-30%. Отечественные потребители, в большинстве своем пользующиеся центральным отоплением или же старыми отечественными котлами с низким КПД, начали активно покупать более новые, качественные, а главное, экономные агрегаты.
Неприятность с газом мы переживем
В принципе централизованная система отопления имеет немало преимуществ перед автономной. Однако состояние коммунальных сетей во многих городах Украины плачевное, вследствие чего потребители испытывают серьезный дискомфорт. Оснований надеяться на скорый капремонт системы централизованного отопления пока нет, поэтому часть граждан предпочитает решить проблему единственным доступным методом – установить котел.
«Толчком роста рынка автономных отопительных систем стало ЧП в Алчевске. 23 января в результате аварии на магистральном теплопроводе несколько тысяч жителей города остались без теплоснабжения. Тепла не было как в жилых домах, так и в больницах, детских садах. Это подтолкнуло местные администрации пересмотреть свои взгляды на автономное отопление. Так как в большинстве городов поквартирное отопление было фактически под запретом, решить эту проблему оказалось достаточно тяжело, – комментирует Ирина Антонюк, специалист по маркетингу ДП «Провитерм Украина». – Конечно, комунэнерго были против каких-либо нововведений – ведь в этом случае они теряют наиболее платёжеспособную часть потребителей, а трубы и котельные на что-то содержать надо. Сейчас городские власти решили полностью избавиться от этой проблемы – они закупают котлы и массово оснащают ими жилые дома».
Стоимость отопительного оборудования нельзя назвать низкой (1,5 – 4,5 тыс. грн.), но местное самоуправление решает этот вопрос с помощью кредитования. При работах по смене способа отопления и подачи горячей воды «отрезается» дом, а во все квартиры ставятся котлы, после чего каждый житель платит за газ отдельно. Правда, повышение цен на газ сделало экономию менее существенной, но в данный момент для большинства потребителей приоритетным является комфорт и независимость от нежелательных факторов «старого» отопления.
Сегментация рынка
В бытовом секторе – квартирах или коттеджах площадью до 220 кв. м – используются отопительные котлы (навесные, напольные или конденсационные) мощностью до 100 кВт.
Основной костяк рынка составляют импортные навесные котлы. Наиболее распространены двухконтурные (отапливают помещение и готовят горячую воду) котлы мощностью 24 кВт. В прошлом году украинскими компаниями было выпущено 150 тыс. таких систем, в нынешнем планируется изготовить не менее 250 тыс.
На втором месте находятся стационарные котлы. Объем производства отечественных стальных агрегатов – более 300 тыс. экземпляров в год. Доля импорта в данном сегменте незначительна, около 10-15 тыс. штук в год. Среди стационарных котлов наиболее популярны чугунные мощностью до 300 кВт.
Наименьшая доля рынка принадлежит дорогостоящим конденсационным котлам. Объёмы продаж такой техники на украинском рынке не превышают 1000 агрегатов в год. Но с повышением стоимости газа эта технология выглядит все более перспективной, т.к. позволяет экономить до 10-12% топлива по сравнению с обычными системами. Кроме того, количество вредных веществ в продуктах сгорания также значительно меньше, что немаловажно при установке систем отопления в густонаселённых районах больших городов.
На украинском рынке присутствуют отопительные системы следующих импортных торговых марок: Ariston, Baxi, Beretta, Biasi, Bongioanni, Daewoo, Demir Dokim, Electrolux, Ferroli, Fondital, Hermann, Immergas, Junkers, Kiturami, Lamborgini, Protherm, Radiant, Saunier Duval, Sime, Thermomax, Vaillant, Viessmann, Westen. Наиболее значительные отечественные производители – «Агроресурс», «Атон», «Дани», «Росс», «Термо».
Отечественный котел против импортного
В данный момент отечественное отопительное оборудование уступает импортному в качестве. Основная проблема украинских котлов – несоответствие современным техническим и экологическим требованиям. До прихода на рынок азиатских импортеров отечественная продукция находилась в низшей ценовой категории и за счет этого удерживала определенную долю рынка. Беда украинского производства отопительных систем – высокая себестоимость, при которой попытка выпускать высококачественную продукцию может привести к тому, что цены окажутся выше среднерыночного уровня, и котлы не будут пользоваться спросом. Единственный выход – внедрять новые и развивать существующие технологии производства с целью повышения качества продукции за счет привлечения инвестиций либо повышения рентабельности, а также усиливать линию сервисного обслуживания, что некоторые операторы с успехом проделывают. Начав осваивать рынок отопительных систем с эконом-сегмента, несколько производителей в настоящее время изготовляют конкурентоспособный продукт для среднего ценового сегмента и не собираются останавливаться на достигнутом.
Еще одна проблема украинских производителей – нелегально ввезённые импортные котлы, поскольку цена на эти изделия значительно ниже, нежели на отечественные системы, производитель которых платит все налоги.
Новой тенденцией развития украинского рынка автономных отопительных систем можно назвать его «оккупацию» китайской продукцией (уточним – не котлами европейских брендов, собранными в Китае, а оригинальными изделиями). Качество таких агрегатов оставляет желать лучшего, но они, традиционно, гораздо дешевле. Эксперты предполагают, что развитие рынка отопительных систем может повторить сценарий рынка газовых колонок, 40% которого Китай завоевал буквально за год. Впрочем, далеко не все потребители разделяют кредо китайских импортеров, которое можно сформулировать как «сломалось – выброси и купи новое». Подтверждение того, что продуценты Поднебесной придерживаются данного принципа – мизерное количество сервисных центров и низкая ремонтопригодность продукции.
Неоднозначные прогнозы
С начала 2006 г. некоторые компании-импортеры повысили цены на 5%. Специалисты считают, причиной роста стоимости продукции послужил не повышенный спрос, а подорожание металла на мировом рынке. В том случае, если остальные операторы последуют такому примеру, к концу года можно ожидать 10% увеличение стоимости продукции. Впрочем, не исключен и противоположный вариант: оборудование не подорожает за счет усиления конкуренции вследствие выхода на рынок азиатских производителей.
Иван Давиденко, UGMK.INFO
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/64322.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua