04 авг, 12:13
Основные ошибки пользователей холодильной техники
Холодильное оборудование, особенно если говорить о мировых брендах – техника надежная и долговечная. В предыдущей статье (см ТД № 6 2006) мы говорили о гарантийном и постгарантийном сервисе, предоставляемом ведущими поставщиками холодильного оборудования. Теперь поговорим о том, отчего техника ломается и как этого избежать. Оказывается, более 70 % случаев возникновения неисправностей связаны именно с неправильной эксплуатацией оборудования персоналом торгового предприятия.
Каждый покупатель вместе с витриной, ларем или камерой получает технический паспорт, где написано, при каких условиях технику следует эксплуатировать, как ее обслуживать и как загружать продуктами. Практика показывает, что в большинстве торговых предприятий эти требования и правила полностью или частично не соблюдаются. Приведем типичные примеры.
Неправильная выкладка в витринах
В витринах нередко продукты занимают не только экспозиционную площадь, но и буквально высятся горой, тогда как во всех инструкциях написано, что изделие предназначено для демонстрации продуктов, а не для хранения (храниться продукты должны в шкафах или в запасниках витрин) - соответственно, не хватает мощности агрегата. Также в результате загрузки больше дозволенного загораживается перфорированная стенка в рабочем объеме витрины (испаритель), нарушается аэродинамика и растет температура на выкладке, при этом компрессор работает в критическом режиме.
Главней всего – погода в доме
Величина температуры и влажности воздуха в самом помещении, как правило, больше указанных в инструкции по эксплуатации (обычно +22...+25°С, 60...65 %). При отсутствии кондиционеров в магазине часто бывает и +30° С, и больше (плюс мощное солнечное излучение через широкие окна), а влажность - 80-90% (на стекле витрин выпадает влага). При этом холодильный агрегат или центральная машина работают в напряженном режиме. Если к тому же машинное отделение завалено коробками, то какой компрессор это выдержит?
Начальник отдела компании Boldeko (Рига, Латвия) Александр Малевич добавляет, что порой оборудование устанавливается на сквозняках: напротив входа в магазин, рядом с дверями или открытыми окнами. Если для витрин или бонет это не так критично, то для холодильных горок это просто катастрофа: весь холод быстро выдувается. Соответственно, следует устанавливать холодильные горки вне зоны сквозняков и для уменьшения холодопотерь - в виде острова, т.е. вплотную друг к другу. Также нельзя ставить оборудование и на солнечном свету. Использование в витринах галогеновых (не люминесцентных) ламп равнозначно увеличению нагрузки, поскольку появляется мощный источник тепла, а их использование (для усиления визуального эффекта от выкладки) в кондитерской витрине, кроме того, приводит к повышенной усушке продукции.
Высокая влажность в помещении приводит к более активному выпадению влаги на теплообменных поверхностях - отсюда ухудшение теплоотдачи и лишние расходы на электроэнергию. Такой же эффект дает наличие грязи или пыли (сейчас, например, это проблема с тополиным пухом, который очень быстро, иногда за сутки, способен забить конденсатор и резко ухудшить теплообмен).
Наличие льда на испарителе - серьезный показатель неправильной эксплуатации. Как правило, при работе образуется иней или так называемая снеговая "шуба" (из опыта эксплуатации принято считать, что если ее толщина превышает 3 мм, то теплоотдача резко падает, и испаритель практически не работает: нет доступа воздуха). Если же случай запущенный, и нарастание слоя инея сопровождается его обледенением, то эксплуатация в таком режиме недопустима, поскольку при этом все системы работают на пределе возможностей, и наблюдается ускоренный износ. То есть холодильная машина работает на эту глыбу льда (низкая теплопроводность), падает давление в системе, а датчик температуры не позволяет отключиться компрессору из-за высокой температуры на выкладке, и, как следствие, компрессор быстро выходит из строя - каким бы высококачественным первоначально он ни был.
Как насчет температуры продуктов?
Очень часто в морозильные витрины и камеры загружают продукты с температурой, близкой к температуре окружающей среды (по правилам следует укладывать уже замороженные продукты) - при этом холодильный агрегат должен их заморозить, а, как известно, фазовый переход - наиболее энергоемкий процесс при холодильной обработке продукции и добавляет непредусмотренную нагрузку на компрессор. Компрессор при такой эксплуатации недолго проработает, поскольку не имеет нужного запаса по мощности.
Несоблюдение температурных режимов хранения продуктов приводит к быстрой порче продуктов. Например, для хранения бананов нужно поддерживать температуру + 12...+14° С (для других фруктов - иные температурные диапазоны), причем, если температура - ниже, то бананы уже чернеют; или, допустим, для выкладки рыбы нужна температура 0° С, а если она +2...+5° С, то происходит ускоренное разложение жира и так далее.
И такое бывает…
Например, отсутствие сервисного обслуживания (проведения регламентных работ). Допустим, в инструкциях пишется, чтобы пользователи раз в месяц чистили, а раз в квартал продували конденсатор. К сожалению, редко кто это добросовестно выполняет.
Отдельно – о ларях
Загораживание посторонними предметами стенок морозильных ларей приводит к ухудшению теплообмена (отдача тепла в окружающую среду происходит, как правило, со стенок ларя) и перегрузке компрессора. Часты случаи, когда лари со всех сторон окружают коробками, тогда как зазор между стенкой ларя и другими предметами не должен быть меньше 100 мм.
Летом многие владельцы загружают в ларь для охлаждения бутылки с напитками. Это недопустимо, поскольку компрессор рассчитан для работы в минусовом режиме.
Подробнее читайте в журнале "Торговое Дело" №7/ 2006, www.torgovoedelo.com
По вопросам приобретения журнала обращайтесь по тел.: +38 044 275 14 37, +38 067 630 36 20
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/61639.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua