03 авг, 10:50
На пик лета, как правило, всегда приходятся и самые жаркие дни. Поэтому для отпуска — самое время. Но металлургические предприятия работают безостановочно, и не всем везет вкусить летние блага в спокойной отпускной атмосфере. В эти дни тяжело не только сердечникам, но и простым гражданам. Особенно тем, кто работает у металлургических печей. Зной иногда оказывается коварнее холода. Тем не менее, ГМК относится к такой опасной отрасли, что работа в ней представляет постоянную угрозу жизни, если не соблюдать необходимых правил техники безопасности. Но разве всегда это удается?
В запорожских газетах нередки сообщения о смертельных случаях в балке Средней, где постоянно работают “металлисты”, собирающие отходы производства и сдающие их в пункты приема металлолома. То кого-то задавит отвалившаяся масса отходов, то найдут жертву криминальных разборок. А сколько бомжей нашли в этой балке свое последнее пристанище одному богу известно! И практически все они погибли, фактически укрепляя сырьевую базу наших металлургических предприятий. Пусть через посредников, совершенно об этом не думая и часто нарушая закон.
Но куда обиднее и нелепей выглядит гибель людей, которые официально работали на металлургических производствах. Ведь все они проходили занятия по охране труда, по крайней мере, расписывались за это. Да и самим кому хочется погибать или становится инвалидом. Но, увы, печальная статистика свидетельствует, что самое драгоценное, что у нас есть, мы можем потерять на рабочих местах. Причем, во многом сие неприятное событие зависит и от нас самих. И, что самое интересное, 99,9% работников это хорошо понимают, но искренне считает, что с ними такого произойти не может. Только, разве что, по нелепой случайности.
Главный технический инспектор труда ЦК профсоюза по Запорожской области Анатолий Гаврилов искренне верит, что сократить смертность на производстве вполне реально. Это подтверждает и жизнь, и та же статистика. Если в 1991 году количество смертных случаев на производстве составляло 20 человек, то спустя десятилетие оно сократилось до 7. Причина не в спаде производства, а в организации научного подхода к этой проблеме. Смертность снизилась за счет замены концепции, когда на законодательном уровне приоритет человеческой жизни стал выше производимого продукта.
Сегодня рабочие крупных предприятий знают 6 статью Закона Украины “Об охране труда”, в которой расписаны права работников и сказано: “Рабочий вправе отказаться от порученной работы, если создалась производственная ситуация, опасная для жизни или здоровья окружающих его людей, или для производственной либо окружающей среды. Он обязан немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю или работодателю. Факт наличия такой ситуации, при необходимости, подтверждается специалистами по охране труда предприятия с участием представителя профсоюза, членом которого он является, или уполномоченного работниками лица по вопросам охраны труда, а также страхового эксперта по охране труда”. Знают не только потому, что это касается их жизни и прав за нее бороться, но и по настоянию специалистов, принимающих их на работу. Инвалидом никто быть не хочет, поэтому иногда лучше отказаться что-либо делать. Да и риск быть пойманном на нарушении грозит материальными санкциями. Система потихоньку начинает работать. Правда, не все так гладко, как хотелось бы. В прошлом году на предприятиях отрасли было зарегистрировано 12 смертных случаев в области. Такой всплеск объясняется проведением широких ремонтных мероприятий на предприятиях Запорожья. Ведь 8 трагедий пришлись именно на ремонтников, которые не всегда отвечали необходимой квалификации, так как нанимались подрядчиками со стороны в целях экономии. В результате, экономия оказалась слишком дорогой для семей пострадавших.
Волнует металлургов и ситуация с финансированием пострадавших в медучреждениях.
В прошлом заработавший травму рабочий гарантированно получал медицинскую помощь в полном ее объеме, на которую была способна наша медицина. Теперь же, больного начинают расспрашивать о страховке и оплате через специальный Фонд, куда, кстати, регулярно предприятия перечисляют значительные суммы. Неужели нельзя, сначала — лечить, а уже потом выяснять все бюрократические вопросы. Ведь, как правило, предприятия всегда находят средства на помощь своему работнику, особенно в случаях производственных травм. А не совсем порядочные медработники иногда пытаются воспользоваться такими случаями. И прибыль для них, собственно говоря, мелочная, а у металлургов вызывает вполне человеческую отрицательную реакцию.
Вообще-то, по мнению Анатолия Гаврилова, к проблемам охраны труда надо всем относиться по-европейски, если уж взяли курс не Евросоюз. Но руки до этого пока не у всех доходят. Причем, по всей вертикали. За пятилетку на предприятиях сменяется 50 — 65% кадрового состава не только рабочих, но и инженерно-технического состава. Все должны обязательно пройти курсы техники безопасности, не только знать на зубок все правила, но и обязательно их выполнять на своих рабочих местах. А в случае перехода на другое — начинать инструктаж с нуля. Как это делается в той же Европе. Как это происходит у нас — объяснять не надо. Тем более, на это выделяются значительные средства. В том числе и на компенсацию потерь трудоспособности. Но преодолеть советское отношение к своей безопасности большинство еще не может. Надежда на авось и внутренняя безответственность к своему здоровью являются наиболее частым фактором производственного травматизма. С этим пытаются бороться, но происходит это туго из-за второстепенности “веса” специалистов по охране труда.
Например, на флагмане металлургии — комбинате “Запорожсталь” в отделе охраны труда всего лишь 24 человека. Трудно проконтролировать 20-тысячный коллектив. Хотя здесь эта работа поставлена во многом лучше, чем у их коллег. Прежде всего, из-за позиции генерального директора Виталия Сацкого, который отлично понимает, что по-другому здесь невозможно, так как куда больше рисков, исходя из той же теории вероятности и учитывая постоянно проводимые мероприятия по реконструкции и модернизации производства. Да и основные фонды уже основательно изношены.
Опять же, за все годы существования “Запорожстали” только в 1972 году не было допущено случаев смертельного травматизма. В 1956 году, например, произошло 902 несчастных случая, в последнее время ежегодно допускается около 40 несчастных случаев. Причем, до 1990 года в среднем в год погибало 6 человек на производстве. В первом полугодии — только один смертельный случай. И каждый случай травматизма анализируется с принятием мер. Причем, 70 процентов травматизма случаются из-за организационного фактора, вызванного несоблюдением норм безопасности. А случается это из-за вышесказанного отношения к своей работе. Поэтому вовсю и эксплуатируется на комбинате испытанный метод кнута и пряника, когда забота за собственную жизнь поощряется, а нарушения правил вполне материально наказываются. По-другому же пока не получается. А жаль.
Валерий ФОРТУНИН, Ukrrudprom
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/61457.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua