Восточные драконы

24 июл, 14:32

Объединение Mittal Steel и Arcelor, как и предсказывали специалисты, вызывает ускорение консолидационных процессов в мировой металлургической отрасли. Наиболее активную деятельность, при этом, развили восточноазиатские компании, опасающиеся, что новая глобальная корпорация, не скрывающая своих намерений продолжить приобретения, начнет именно с Дальнего Востока, где позиции Mittal Steel и Arcelor пока что скромнее, чем в других регионах мира.

Японец с корейцем -- братья навек

Корейская компания Hyundai Steel официально сообщила о вступлении в стратегический альянс со второй по величине металлургической корпорацией Японии JFE Steel. Целью союза провозглашена взаимная защита от враждебных поглощений, однако стороны, очевидно, не собираются этим ограничиваться. В частности, сообщается, что JFE Steel окажет своему корейскому партнеру помощь в освоении доменного производства стали.

В то же время, собираются укрепить свои партнерские связи и лидеры японской и корейской сталелитейных отраслей -- соответственно, Nippon Steel и Posco. Представляется, что эти компании могут расширить масштабы перекрестного владения акциями друг друга, а также оказывать иную помощь в случае попыток враждебного поглощения со стороны Mittal Steel -- Arcelor. Интересно, что ранее японская и корейская компании считались близкими партнерами европейской корпорации, кроме того, в этот неформальный альянс входила и индийская Tata Steel -- еще одна возможная мишень Лакшми Миттала, чья агрессивность, похоже, привела к разрыву европейско-азиатского партнерства.

Между тем, сама Mittal Steel в качестве приоритетных регионов для дальнейшей экспансии называет Индию, где планируется построить крупный меткомбинат, Бразилию, где рассматривается вариант приобретения миноритарных пакетов акций ряда местных производителей, а также Китай, где, по некоторым данным, группа проявляет интерес к компании Baotou Steel, якобы, намереваясь купить 49% ее акций.

Baotou Steel, чей завод расположен в китайской провинции Внутренняя Монголия, в настоящее время реализует проект расширения производственных мощностей до 10 млн. тонн в год, однако она привлекательна, главным образом, тем, что ей принадлежит второе в мире месторождение ценного легирующего элемента ниобия, а также залежи других редких металлов. Правда, в Китае еще не отменено правило, запрещающее иностранным компаниям владеть более 20% акций национальных металлургических предприятий, однако в прошлом году именно для Mittal Steel сделали исключение, позволив ей фактически взять под контроль компанию Valin Steel.

Крупнейшая бразильская сталелитейная компания Gerdau стремится проникнуть в Китай более традиционным способом. На прошлой неделе она объявила о планах строительства в рамках совместного предприятия с китайским партнером завода по выпуску 1 млн. тонн проката из специальных сортов стали.

Китайцы доигрались

Падение спроса в силу сезонного фактора (начало сезона дождей в Восточной Азии) и избытка запасов у потребителей в регионе заставляет китайских экспортеров продолжать понижение цен. Некоторые виды стальной продукции подешевели уже более чем на 10% по сравнению с концом июня.

Так, например, предложения о поставках горячекатаных рулонов на прошлой неделе поступали из расчета 510-540 долларов за тонну FOB, тогда как еще две недели назад цены могли превышать 580 долларов за тонну FOB по августовским контрактам. Заготовки упали до 380-390 долларов за тонну FOB, а стоимость катанки при отправке в Корею сократилась до около 430 долларов за тонну C&F по сравнению с 460-470 долларов за тонну C&F в начале июля.

При этом, неприятности китайских производителей катанки не ограничиваются понижением цен. Металлургические компании Тайваня и Таиланда подали против них антидемпинговые иски, указывая в них не столько поставки по заниженным ценам, сколько резкое увеличение китайского экспорта во втором квартале текущего года (на десятки процентов, а то и в разы).

Китайский длинномерный прокат хлынул и на рынки Ближнего Востока, спровоцировав и там падение цен. Производители заготовок из стран СНГ вынуждены все сильнее сбавлять цены, опустив их до около 400 долларов за тонну FOB. Турецкие компании понизили стоимость арматуры до около 520-540 долларов за тонну FOB, что, примерно, на 10-20 долларов за тонну меньше, чем в первой половине июля, но и такое отступление кажется недостаточным. Трейдеры жалуются, что потребители отказываются покупать катанку дороже 525 долларов за тонну FOB, хотя еще недавно соглашались на 550 долларов за тонну FOB.

С европейского рынка конструкционной стали приходят противоречивые сообщения. С одной стороны, спрос на арматуру упал из-за накопления запасов у потребителей. Местные компании пока продают эту продукцию по 440-460 евро за тонну ex-works, в то время как импортные цены не превышают 460 евро за тонну C&F, но аналитики не исключают некоторого понижения в конце лета. В то же время, по-прежнему отмечается дефицит на европейском рынке сортового проката и профилей, а цены там еще не утратили возможности для дальнейшего роста.

Аналогичная ситуация складывается и в США. Специалисты заявляют о стабилизации рынков арматуры и сортового проката, тогда как крупнейшие производители катанки рассчитывают на увеличение на 20-30 долларов за короткую тонну (907 кг) по августовским контрактам. Очевидно, определяющее влияние на состояние рынка и цены оказывают объемы импорта. Арматура в последние месяцы очень интенсивно продается на мировом рынке, что, судя по всему, и приводит к избытку предложения.

Рынок листовой стали, за исключением китайского, пока не демонстрирует признаков слабости. Японские компании намерены поднять на 10% цены по долгосрочным контрактам для автомобилестроителей и производителей бытовой техники. В Европе многие производители рассчитывают на некоторое повышение цен в четвертом квартале. По мнению специалистов из компании World Steel Dynamics, плоский прокат в западных странах вышел на “плато”. Резкого подъема цен в начале третьего квартала не произошло, но достигнутый уровень может сохраниться на несколько месяцев.

Рынок только для больших

Некоторое снижение спотовых цен на индийскую железную руду до 70-71 доллара за тонну CIF Китай вследствие сокращения спроса и накопления более 43 млн. тонн сырья в китайских портах нисколько не расслабило китайские власти, стремящиеся снизить затраты для национальной металлургической промышленности. По некоторым данным, в ближайшее время планируется еще сильнее ужесточить условия, которым должны отвечать импортеры железной руды. Согласно предварительным планам, импортные лицензии будут выдаваться только трейдерским компаниям, которые в 2004-2005 годах закупали за рубежом не менее 700 тыс. тонн руды в год (сейчас минимальный уровень составляет 300 тыс. тонн) и металлургическим предприятиям, выплавляющим не менее 1 млн. тонн стали в год. Если правительство введет эти правила в действие, число импортеров железной руды в стране сократится до менее 50 (в настоящее время -- более 70).

Безусловно, одна из основных целей этого проекта заключается в снижении объемов импорта сырья. Правительство рассчитывает, что местные компании будут в большей мере использовать национальные ресурсы, тем более, что за первые 5 месяцев текущего года в Китае было добыто 191,2 млн. тонн железной руды -- на 31,5% больше, чем за тот же период прошлого года. Вторая явная цель -- усилить давление на мелкие металлургические заводы, вынудив их к закрытию или консолидации. Однако, по мнению некоторых специалистов, вводя более жесткие ограничения, правительство КНР хочет оказать воздействие и на индийских экспортеров руды, которые не желают заключать долгосрочные контракты с потребителями, предпочитая продавать материал небольшими партиями на спотовом рынке и по более высоким ценам.

Рост цен на железную руду, как считают китайские специалисты, может также привести к увеличению спроса на металлолом в стране и, соответственно, расширению объемов его импорта. Уже в ближайшей перспективе это может дать толчок мировому рынку лома, который в последнее время испытывает спад из-за резкого сокращения спроса. В частности, в Восточной Азии японские металлурги за три недели июля уже четыре раза уменьшали закупочные цены на лом, а стоимость материала Н2 снизилась от более 285 долларов за тонну CIF Тайвань в июне до около 265 долларов за тонну CIF. В Средиземноморье цены на лом 3А из СНГ потеряли порядка 10 долларов за тонну по сравнению с началом текущего месяца и на прошлой неделе были близки к 280 долларам за тонну C&F Турция.

Виталий ШИМКОВИЧ, Ukrrudprom

 


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/60324.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua