05 июл, 09:55
Кто сказал, что только коалиция должна рождаться в муках? Неправда, рождение оппозиции — процесс не менее сложный и затратный.
Все было хорошо, пока создавалась коалиция: тогда все конституционно-регламентные сроки давали возможность спокойно, не спеша, вести переговоры друг с другом, особо талантливым переговорщикам можно было все время менять свои условия и заигрывать со всеми партнерами. Весенне-летний сезон первой сессии нового парламента, казалось, вовсе не располагал к просиживанию новых костюмов в зале заседаний и скучному голосованию. Гораздо комфортнее можно было провести время за неспешными посиделками в уютных штабах с чашкой кофе в одной руке и приятными взору списками должностей с обозначенными напротив них такими родными фамилиями — в другой... Интриги, намеки, двусмысленности, лукавое кокетство — вся эта приятная игра даже оказалась небесполезной, и многие из ее участников достигли своей цели, а точнее, своей квоты в коалиционном разделе. И главные призы были столь близки, и ласковое лето даже еще не окончилось, и отпуск после хорошо сделанной работы уже так близок... Все могло бы быть — если бы не оппозиция. Досадное недоразумение. Фактор риска. Пятая колонна, можно сказать.
ШОК И ТРЕПЕТ
Оказалось, что кроме проблемы создания коалиции существует еще и проблема создания оппозиции. Вернее, разумного с ней сосуществования. С одной стороны, Партия регионов, как никогда сильная и самоуверенная, субъективно рассчитывала на адекватное вознаграждение за свои предвыборные труды и поствыборные акции. Ведь вес и давление партии-победителя вполне могли бы обеспечить ей если не уважение, то хотя разумные компромиссы. Объективным фактором таких надежд были двусмысленные реверансы в адрес «Регионов» со стороны партии власти вообще и ее лидера Юрия Еханурова в частности. И пока все прогрессивное оранжевое человечество ужасалось возможности невиданного мезальянса между «Нашей Украиной» и Партией регионов, партия власти все же смогла «правильно» организовать переговорный процесс, получив от него все возможные для себя дивиденды и заодно «кинув» попутчиков. Но если обещал жениться на многих, а женился на одной, то нужно быть готовым к тому, что обманутые невесты устроят скандал. Как и произошло в нашем случае. Говорить о поруганной чести ПР, возможно, и не стоит, но вот матримониально-меркантильные планы «Регионов» пострадали существенно. Сначала было легкое замешательство, затем недоверие — а вдруг это такой обманный маневр? Затем снова растерянность и переход к вынужденным решительным действиям. «Шок и трепет» по-украински — захват и блокирование парламента — произошли как-то спонтанно, явно без серьезной стратегической подготовки. Впечатление такое, что регионалы сочиняли сценарий на ходу, а так называемый ультиматум писали стоя прямо за парламентской трибуной. Но — спонтанно ли, или очень продуманно — маховик оппозиционного процесса завертелся очень быстро, и теперь влиять на него будет очень трудно.
ДЕЖАВЮ
Справедливости ради следует отметить, что не только вероломная «измена» НУ регионалам стала причиной такого стремительного рождения оппозиции. Сыграло здесь свою роль безмерное затягивание коалиционных переговоров и нервозная неопределенность бизнеса, ожидающего, так как же заметет новое правительство. Естественно, что и сами «Регионы» морально готовились к такому развитию событий... Но, наверное, даже отвязные и решительные регионалы ожидали более формализированного и цивилизованного подхода к распределению ролей в новой системе власти. Ведь сколько раз твердили миру о правах оппозиции те же нашеукраинцы, бютовцы и социалисты в бытность свою оппозиционерами! А сколько за последние десять лет предпринималось попыток принять закон об оппозиции! Более того, сколько демократических заявлений звучало из уст нынешнего Президента и лидеров НУ о правах оппозиции, которые обязательно будут соблюдены и всячески защищены! Пока это все осталось словами... Не успели «демократические» силы сформировать партнерский союз, как проекты законов об оппозиции превратились в декларации, а реальные механизмы распределения полномочий оказались очень жестко закрученными исключительно на коалиционерах.
Как часто говорили у нас в последнее время о футболе — аппетит приходит во время игры. То же самое происходит и в политике. «Экономическая целесообразность» продиктовала коалиционерам необходимость полного контроля над всеми рычагами власти. Коалиция «взяла» не только абсолютно все портфели исполнительной власти, но и решила контролировать все (!) профильные парламентские комитеты. Объясняется это тем, что парламент в условиях новой Конституции играет особую роль, и раз уж коалиция берет на себя всю ответственность за ситуацию в стране, то сотрудничество исполнительной власти с законодательным органом должно проходить безукоризненно гладко. А значит, комитеты, в которых непосредственно и готовятся законопроекты, должны контролироваться «нашими» людьми, а не «злонамеренной» оппозицией. Таким образом, оппозиция оказывается полностью изолированной от контроля над принятием любых важных решений, из сферы ее влияния исключили даже такую «священную корову» оппозиционных полномочий, как руководство комитетом по вопросам свободы слова и информации... Единственное, что оппозиции пообещали наверняка — это руководство Счетной палатой. А еще коалиция готова предложить оппозиции... создание «целого ряда» специальных контрольных комиссий Верховной Рады. Эти комиссии, возможно, и могли бы стать инструментом контроля над властью, но «тема» новая и никто толком не понимает, о чем идет речь.
И здесь как раз стоит вспомнить, как делились парламентские комитеты в начале прошлого созыва Верховной Рады, еще при недемократическом режиме Кучмы. Тогда власть сумела обойти «Нашу Украину», ставшую победителем выборов по партийным спискам, и создала большинство без ее участия. Но при разделе парламентских комитетов все же использовался квотный принцип, и одна из наиболее многочисленных фракций — НУ — «взяла» глав десять комитетов, по два комитета досталось немногочисленным БЮТ и СПУ, шесть комитетов возглавили представители КПУ. И оппозиционные Петр Поршенко, Николай Томенко, Анатолий Матвиенко, Юрий Ехануров, Валентина Семенюк и другие вполне могли реализовывать себя (и пиарить свою партию) хотя бы на поприще глав парламентских комитетов. И можно долго рассуждать о изменившихся условиях, но факт остается фактом — хоть формальной, хоть явной демократичности больше не стало.
ОКО ЗА ОКО
Пока коалиция не только не демонстрирует хотя бы показной демократичности, но и показывает свою тактическую неготовность к цивилизованному диалогу с оппозицией. Блокирование работы Верховной Рады продолжается больше недели, а коалиция выступает с инициативой проведения круглого стола только к концу этого срока. Оппозиция разговаривает языком ультиматумов, коалиционеры не находят ничего лучше, чем ответить тем же. Оппозиция пытается найти огрехи в соблюдении норм регламента, коалиция и не думает аргументировать свою тактику, предпочитая действовать по принципу «победителей не судят». И даже вершина демократического диалога — так и не состоявшийся круглый стол у Президента — почему-то предусматривал присутствие на нем полного состава СМИ, что, видимо, должно было способствовать «доверительности» диалога сторон...
Представители коалиции — Юлия Тимошенко, Николай Томенко, Николай Катеринчук — подчеркивают неконструктивность происходящего в парламенте. Дескать, грязно в кулуарах, работа стоит, перед избирателями стыдно, да и вообще — уборочная кампания на носу, да и зима не за горами, готовиться надо! Что ж, с этим не поспоришь. Только вот помнили ли коалиционеры обо всех этих, несомненно, животрепещущих факторах долгих полгода, пока обкатывали формат своего союза и совершенно не взирали ни на грязь избирательной кампании, ни на ответственность перед избирателями, ни на посевную?.. Кажется, нет. Так что теперь, видимо, прийдется пройти этот путь — рождение оппозиции — еще раз и увидеть себя в зеркале.
Леся Падалка, «Столичные новости»
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/58329.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua