НАТО пока не сможет заменить Украине Россию

05 июл, 09:50

Замдиректора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец считает, что в случае дальнейшего политического курса на интеграцию в НАТО российские оборонщики будут все больше лоббировать создание замкнутых производств внутри России. Украинский ВПК будет нести от этого и дальше потери, но чтобы расширять рынки сбыта для украинского ВПК на Западе, Украине придется изыскать немалые деньги на создание совместных вооружений и совместных проектов вместе со странами Европы....

– Действительно ли наш ВПК настолько «завязан» на российских заказах и кооперации с российской оборонкой, что раздел кооперационных связей приведет к краху нашего ВПК?

– Есть две проблемы. Сегодняшний оборонный экспорт Украины порядка $650 млн. Половина этой продукции, по крайней мере в течение двух последних лет, поставлялась именно в Россию. В качественном выражении это порядка $300 млн. в год. Таким образом, можно измерить стоимость совместного военно-технического сотрудничества, если пока убрать отсюда космос и долгосрочные программы типа Ан-70 и Ан-148.

– А если подсчитать космос и эти два проекта, учитывая их перспективу в ближайшие годы?

– Цена одного модифицированного под стандарты НАТО самолета Ан-70 составит $48 млн. Базовая цена Ан-148 составляет $20 млн. По оценкам, стоимость сотрудничества в ракетно-космической сфере, в том числе по линии предоставления услуг в этом секторе между нашими странами, сейчас оценивается на уровне $80 млн.

– Какие основные проекты кооперации сегодня работают между нашими заводами, которые могут оказаться под угрозой?

– Кооперация сегодня зиждется для нас в основном на поставках двигателей для техники разного уровня на российские предприятия. В основном это ракетные и авиационные двигатели, в частности, производимые ПО «Южмаш», ГКБ «Южное». Кроме того, важным является взаимодействие заводов по производству оружия класса «воздух-воздух» и ряд многих других проектов в рамках крупных заказов «Рособоронэкспорта» для поставок вооружений в Китай и Индию.

– Кто в России заинтересован в сворачивании наших совместных проектов?

– Сворачивание кооперации является осознанной стратегией части военно-промышленного лобби России, которое считает и настаивает, что часть денег ныне огромного стабилизационного фонда РФ должна быть использована на создание замещающих производств внутри самой России. Выгодно ли по деньгам это России в целом — еще вопрос.

– Каким образом мы могли бы решить проблемы с интеллектуальной собственностью?

– Две недели назад между нашими странами было подписано соглашение о подписании договора по разделу интеллектуальной собственности. Это разовый договор, который определит все правила дележа между нами в будущем. Но даже наличие договора не дает прозрачных гарантий того, кто кому что обязан компенсировать в тех или иных ситуациях. Нет гарантий, что деньги будут переданы в рамках подписанных договоров.

Определение прав интеллектуальной собственности будет очень сложным процессом, в том числе из-за особенностей национального законодательства. Есть соглашение, которое определяет процедуру распределения прав интеллектуальной собственности. Наличие такого договора не решает саму проблему фактического разделения прав собственности и продажи части документации. Есть проект Ан-70, есть военно-транспортный Ан-70Х. Формально российская сторона заявляет, что второй — это уже полностью российский проект. Так что вопрос переходит уже в другую плоскость. Да, у нас есть документация на гражданскую машину, которую мы продаем, у россиян на военно-транспортную. Мы уже вложили в Ан-70 больше, чем россияне, есть зависание их долгов, а есть общая оценка наших затрат в $4 млрд. Поэтому идеального варианта не будет, мы его не найдем. Будут определенные действия с их стороны и с нашей, а нам главное, например, по данному конкретному проекту найти хотя бы какой-нибудь фрагментарный рынок для нашей машины Ан-70.

– Много ли проектов Украина сегодня реализует со странами, входящими в НАТО, может ли это направление быстро компенсировать наши возможные потери?

– Пока можно назвать поставки кораблей в Грецию, все остальные проекты реализуются на уровне двусторонних программ. Такие программы есть с Германией, Францией, Польшей. Но все это пока не перевешивает суммы в $10-15 млн.

Автор: Юрий ЛУКАШИН,  газета «ДЕЛО»

 


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/58326.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua