19 июн, 15:59
В Закарпатском облсовете официально объявлено о создании большой коалиции, в которую вошли «нашеукраинцы», «регионалы», социалисты, партия венгерского нацменьшинства и часть БЮТ. Вторая часть тимошенковцев ушла в оппозицию, приняв сторону мэра Ужгорода Сергея Ратушняка.
БЮТ на Закарпатье «порвало»
Закарпатье стало одной из четырех областей, где «НУ» победила на выборах в ВР, набрав более четверти голосов. Соратники Президента праздновали победу и на выборах в облсовет. Однако 30 «нашеукраинских» мандатов из 90 было явно недостаточно для самостоятельного создания большинства, и «Наша Украина» приняла решение о так называемой большой коалиции, в состав которой вошли 15 «регионалов», 13 бютовцев, объединившихся во фракцию «Батьківщина», 9 депутатов от венгерского этнического меньшинства и 4 социалиста. В оппозиции остались 12 членов фракции БЮТ и 7 «народников».
Собственно, раскол среди депутатов, прошедших по списку БЮТ, можно было прогнозировать задолго до первой сессии облсовета, состоявшейся 18 апреля. Корни внутрибютовской междоусобицы уходят во времена первых месяцев победы оранжевой революции, когда в блок Тимошенко в регионе стали вступать новые люди. Первыми в рядах соратников Юлии Владимировны на Закарпатье появились глава областной организации «Яблоко» Андрей Сербайло и бизнесмен из Свалявы нардеп Александр Кеменяш, которых считают близкими к мэру Ужгорода литвиновцу Сергею Ратушняку. Так или иначе, но новые бютовцы стали оттирать ветеранов и старых лидеров этого блока Михаила Мартына и Михаила Поповича, которых, в свою очередь, связывают с именем Виктора Балоги. В частности, г-н Попович ходил в заместителях Виктора Ивановича и сейчас остается руководителем исполнительного аппарата ОГА.
Организация последней избирательной кампании БЮТ фактически была поручена Александру Кеменяшу, а г-н Сербайло стал и. о. главы региональной организации блока. До завершения избирательной кампании противостояние «старых» и «новых» скрывалось от постороннего глаза, но через два дня после выборов руководство областного БЮТ послало заявление в теризбирком с требованием исключить из списков г-д Мартына (№3) и Поповича (№17), а также замглавы Ужгородской РГА Михаила Фединца (№25) и нескольких других «неблагонадежных». Андрей Сербайло мотивировал такое решение аморальным поведением товарищей, не уточняя, впрочем, что именно он имеет в виду. В теризбиркоме не стали вникать в детали личной жизни тимошенковцев и удовлетворить заявление отказались.
В итоге две группы бютовцев в облсовете прогнозированно разошлись по разные стороны баррикад. Фракция «Батьківщина» во главе с Михаилом Поповичем ушла в большую коалицию под эгидой «НУ», а БЮТ под руководством Андрея Сербайло подался в оппозицию вместе с «народниками». Потом г-н Сербайло заявил, что бывшие товарищи нарушили распоряжение центра, который запретил вступать в любые коалиции, кроме «оранжевой», и центральный политсовет уже изгнал их из партийных рядов.
Чрезвычайная область
Со времен оранжевой революции бывшая эсдековская вотчина — Закарпатье — остается верной «нашеукраинцам». Величайшая заслуга в этом дважды экс-губернатора Виктора Балоги, который в первое свое губернаторство представлял СДПУ(о), а во второе — НСНУ. Предыдущих партийных соратников-эсдеков г-н Балога в регионе буквально «разгромил», и эти старания не остались незамеченными в Киеве: в сентябрьский период повальных отставок он пошел на повышение, возглавив МЧС. Впрочем, родная область без присмотра не осталась: ее руководителем был назначен первый заместитель Виктора Ивановича Олег Гаваши, а он сам остался главой закарпатской организации «НУ» и стал депутатом облсовета по спискам «Нашей Украины».
Поэтому неудивительно, что г-н Балога через пресс-службу МЧС лично взялся прокомментировать создание разноцветной коалиции в областном совете. Министра совершенно не смущает присутствие в ней «регионалов», ибо объединение разнородных сил, по его словам, будет только способствовать стабильности в регионе, и с кем объединяться закарпатцам, виднее из Ужгорода.
Следует отметить, что партийность в регионе всегда играла условную роль для местной элиты, связанной или конкурирующей между собой исключительно на деловой основе. Практически все местные вожди в свое время побывали в рядах СДПУ(о), а потом с легкостью сменили розу на политически более привлекательную эмблему. Например, нынешний губернатор Олег Гаваши уже долгое время руководит областной организацией ПРП и даже возглавлял ее список в облсовет. Однако вряд ли кто-то упрекнет Олега Оладаровича в диссидентстве, он будет работать на своем месте до тех пор, пока это будет нужно г-ну Балоге. Пока Виктор Иванович лишь пожелал усилить свой контроль за ОГА и посватал в первые замы к г-ну Гаваши своего родного брата Ивана Ивановича, который является формальным главой семейного бизнеса, сконцентрированного в ОАО «Барва».
Закарпатский облсовет без особых проблем возглавил ставленник министра, малоизвестный журналист Михаил Кичковский, который последнее время работал советником главы ОГА и, как поговаривают, был спичрайтером Виктора Балоги. Так или иначе, но г-н Кичковский является для Виктора Ивановича запасным аэродромом: если тому придется покинуть Киев, то он может пересесть в кресло областного спикера, которое для него, несомненно, освободит нынешний хозяин. Свою награду получили и бютовцы, поддержавшие «НУ» в облсовете: Михаил Мартын стал одним из двух заместителей спикера (вторым замом был избран представитель Партии венгров Украины Василий Брензович). И все бы весьма хорошо складывалось для г-на Балоги, только в самом сердце вотчины засел враг.
Мэр возвращается домой
Дважды мэр Ужгорода и известный бизнесмен Сергей Ратушняк, будучи народным депутатом Украины, оставался одним из главных противников назначения Виктора Балоги губернатором. Сергей Николаевич не так давно завершил свою карьеру нардепа во фракции Владимира Литвина, однако сумел провести в облсовет Закарпатья и горсовет Ужгорода литвиновцев, которые создали там свои фракции. А их лидер тем временем занялся поиском новых союзников.
Такие нашлись в стане блока Юлии Тимошенко: если в облсовете фракции «Народная» и БЮТ оказались в меньшинстве, то в горсовете им удалось создать большинство. «Ортодоксальный» БЮТ, руководимый Андреем Сербайло, располагает в горсовете 17 штыками («отступников» Михаила Мартына среди них вообще нет), а у «народников» мэра 8 мест, что вместе составляет половину городского депутатского корпуса. Тимошенковцы отказались блокироваться с «оранжевыми» («НУ» — 12 мандатов, «Пора» — 4, СПУ — 3). Бютовцы и литвиновцы в горсовете практически на двоих поделили исполком и комиссии, чем вызвали глубокое возмущение «нашеукраинцев». Особенно «НУ» возмутил тот факт, что ситуативным «подельником» у этого альянса выступили «регионалы» (6 мест). Правда, народно-бютовское большинство в Ужгородском горсовете, по всей видимости, еще не сошлось во мнениях о кандидатуре секретаря, однако такой компромиссной фигурой может стать «новобютовец», одновременно близкий и к мэру руководитель горорганизации БЮТ Павел Федака.
Закарпатские эксперты сейчас активно обсуждают возможность слияния «народных» структур с тимошенковскими, но для этого, вероятно, потребуется санкция центрального руководства БЮТ. Углубление сотрудничества бютовцев с ужгородским мэром будет во многом зависеть и от того, удастся ли создать «оранжевую» коалицию в Киеве. Именно столичные боссы блока будут решать, дружить на Закарпатье с Виктором Балогой или бороться против него в союзе с Сергеем Ратушняком.
Инф. Деловая столица
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/56889.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua