19 июн, 15:03
Ужесточение конкуренции на рынке сухофруктов привело к снижению рентабельности бизнеса в 10 раз. Чтобы выжить, многие импортеры начали фасовать продукцию, в результате чего структура рынка сейчас стремительно меняется.
Снижение ввозных ставок на сухофрукты в прошлом году с 0,5–1 евро/кг до 15–20%, а по некоторым позициям и до 0% от таможенной стоимости привело к бурному росту рынка. По данным Госкомстата, в прошлом году в страну было ввезено около 25 тыс. т продукции на сумму $13,3 млн против 21,8 тыс. т ($11,3 млн) в 2004 г. Эксперты считают, что реальный рост сегмента опережает официальные 15% в 1,5–2 раза. Директор ООО «Природные продукты» Станислав Стародубцев отмечает 20%-ный рост продаж. В компании «Империя витаминов» уверены в 30%-ной годовой динамике рынка. По некоторым группам, к примеру, цукатам, рост в 2005 г. достиг 50%. В этом году эксперты ожидают еще более высоких показателей.
Радужные перспективы привлекают все большее количество желающих получить свою долю прибыли. Если ранее в сегменте работало не более десятка фирм, то в последние два года их количество выросло до сотни. При этом большинство ориентируется на импорт. По данным директора по стратегическому планированию и развитию бизнеса ТД SantaVita Николая Мельника, импорт занимает 95% рынка. Основными странами-поставщиками являются Иран, Турция, Узбекистан. Производство в Украине практически отсутствует. И дело не только в сложностях с сырьем, которое по большинству позиций является экзотическим для Украины. Даже те фрукты и ягоды, которые растут у нас, в сушеном виде завозятся из-за рубежа. Например, поставщиком переработанных персиков является Турция, груш, яблок, клубники и вишен — Китай. Директор винницкого предприятия «Ремаса», специализирующегося на производстве сушеных овощей и фруктов, Виталий Школьный объясняет проблемы довольно высокой себестоимостью бизнеса. «На производство одной тонны сухофруктов нужно не менее 13 тонн сырья. А учитывая тот факт, что, по технологическим требованиям, путь фруктов от дерева до сушки не должен занимать более 3–4 часов, понятно, что производитель вынужден содержать собственную сырьевую базу. При этом себестоимость готового продукта у нас — на уровне оптовых цен импортеров, что делает украинские сухофрукты неконкурентоспособными. А после подорожания газа, являющего основным топливом для сушек, ситуация еще более усугубилась», — рассказывает г-н Школьный. Хотя, как отмечает Станислав Стародубцев, начальные инвестиции для компании-импортера не превышают $30–50 тыс.
Впрочем, импорт сухофруктов, несмотря на увеличение объемов, тоже переживает не лучшие времена. «Ужесточение конкуренции резко снизило прибыльность бизнеса. Если ранее наценки достигали 50%, то сейчас не превышают 5%», — рассказывают в «Империи витаминов». О подобной тенденции говорит и Николай Мельник. «Сегодня импортеры зарабатывают на килограмме сухофруктов не более 5–10 центов. Естественно, столь низкая прибыль не позволяет компаниям развиваться. В качестве выхода из положения многие рассматривают фасовку продукции. В этом случае можно увеличить заработок в 5–10 раз. Поэтому можно прогнозировать, что с каждым годом все больше импортеров будут заниматься фасовкой и выводить на рынок новые ТМ сухофруктов», — уверяет г-н Мельник. По его оценкам, линия для фасовки в пакеты стоит в среднем 100–120 тыс. евро, однако можно существенно сэкономить, запаковав сухофрукты в полипропиленовые поддоны. Судя по тому, что именно таким видом продукции сейчас переполнены отечественные супермаркеты, можно сделать вывод, что компании не спешат тратиться.
Вместе с тем они не жалеют денег на продвижение, что уже дало свои результаты. По словам Николая Мельника, сейчас наблюдается перераспределение долей весового и фасованного сегментов. К примеру, если в 2004 г. продажи соотносились как 70:30, то в прошлом пропорция составила 65:25. В нынешнем сезоне прогнозируется увеличение доли фасовки до 35–40%.
В то же время Виталий Школьный полагает, что наиболее выгодными клиентами для поставщиков сухофруктов по-прежнему остаются промышленные предприятия, на которые приходится до 80% от емкости рынка. Причем учитывая бурное развитие, к примеру, производства мюсли, можно прогнозировать, что их запросы будут только расти. «Собственный брэнд и место на полке в рознице импортеру нужны лишь для того, чтобы засветиться на рынке и пробиться к промышленным клиентам. Ведь этот сегмент уже фактически поделен и конкуренция в нем намного более жесткая, чем в розничной нише», — поясняет г-н Школьный.
Инф. Деловая столица
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/56877.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua