Рынок, конкуренция в полиграфии
23 фев, 11:09
Если кратко охарактеризовать состояние качества полиграфической продукции и ее контроля на отечественных предприятиях, то можно констатировать, что оно в лучшем случае на уровне 70-х годов.
Такие понятия, как система управления качеством, тотальное управление качеством, ISO 9000 еще не дошли до большинства наших полиграфистов. Вместе с тем на последней выставке полиграфии в Москве впервые заговорили о необходимости более тесной связи полиграфистов и бумажников. Заговорили … А в Швеции, например, на уровне правительственной программы «бумага – краска – оттиск» из всех трех областей порядка 70 ученых, исследователей и инженеров ведут работы с объемом финансирования 50 млн. долларов в год (50% – правительство, 25% – печатники, 25% -бумажники). Наглядный пример того, как в рыночной экономике не на словах, а на деле понимают роль науки и научных исследований в повышении качества и конкурентоспособности полиграфической продукции и как эти вопросы рассматриваются на уровне национальных проблем экономики. Причем следует заметить, что в Швеции дела с качеством полиграфической продукции вряд ли хуже, чем у нас, где на научные исследования затраты практически нулевые.
Почему же у нас так не любят науку? С психологической точки зрения ответ прост: не любят то, чего не понимают. Директорское ли это дело – разбираться в методах и средствах научных исследований? Конечно же, нет. Это – дело ученых. Но понимать хотя бы роль и место науки как системы знаний, в вопросах повышения эффективности производства – это их обязанность. На практике такое понимание должно выражаться в планировании, финансировании и проведении необходимых исследований с участием ученых и исследователей, которые пока еще остались в небольшом количестве, но не услышаны и не востребованы.
Сегодня всех остро задел вопрос нехватки квалифицированных специалистов. Однако не многие понимают, что готовить таких специалистов в состоянии лишь те преподаватели, которые обладают для этого необходимыми знаниями. Откуда же берутся сами знания? А они всегда брались и берутся из проводимых исследований, из экспериментальных работ, из работ над проблемами. Но если отрасль не заказывает таких работ?.. При появлении новых технологий, оборудования, материалов без исследований, без экспериментов не обойтись. Ученый, вооруженный методами и знаниями, достигает результатов гораздо быстрее, чем производственник, действующий методом «тыка». Обобщая результаты исследований, ученый делает их достоянием многих, а будучи педагогом, использует в учебном процессе. Метод же «тыка» всегда связан с немалыми производственными потерями, всегда частный по выводам и редко становится достоянием других.
Отсутствие финансирования науки приводит к потере квалифицированного педагогического корпуса. Все знают об «утечке мозгов», но пытаются не видеть их «усушку». Энтузиазм 50-ти и 60-летних скоро иссякнет по причине выхода на пенсию. Найти же среди молодежи энтузиастов заниматься наукой за полторы – две тысячи как-то не получается. Отсюда видна невооруженным взглядом перспектива и в плане подготовки специалистов, и в плане повышения их квалификации. «Как-нибудь само образуется или государство что-нибудь сделает», подумает иной генеральный директор. А государство в лице министерства высшего образования рассуждает при этом весьма логично: давать деньги на проведение научных исследований надо только тем, кто имеет договора с промышленностью, ведь отсутствие договоров с предприятиями само по себе говорит о невостребованности и ненужности научного проекта.
«Если народ не кормит свою армию, то рано или поздно ему приходится кормить чужую». С наукой то же самое. Только иностранный специалист обойдется намного дороже, как и обучение за границей. И с конкуренцией на внешнем рынке придется подождать. Хорошо еще, что на внутреннем рынке наш потребитель пока только входит во вкус. Но входит довольно быстро. Как бы и здесь не пришлось вскоре требовать от правительства оградить наших граждан от «чуждой нам качественной западной продукции».
От чего зависит будущее отрасли печати
Ежегодно в мире проводится не менее 15 международных научных форумов, где специалисты разных стран обсуждают актуальные направления совершенствования полиграфических материалов, технологий и оборудования, обсуждают перспективные технические решения. Не менее 20-30% участников таких встреч составляют производственники – технологи полиграфических предприятий и представители других производств отрасли. «Не на полиграфических выставках, – заявляют они, – а именно здесь можно найти ответы по наиболее острым технологическим проблемам и понять, что ожидает наше производство в ближайшем будущем и в общей перспективе».
По итогам каждой из таких конференций публикуются сборники научных докладов, тщательно изучаемые затем в отраслевых производственных лабораториях, в исследовательских отделах фирм и в университетах. Именно на основе этих материалов множество экспертных групп в составе национальных и Международной организации стандартизации (ISO) создают новые и обновляют существующие версии стандартов и других нормативных документов. Даже если бы эта литература и была представлена в библиотеках нашего региона, остаются нерешенными вопросы преодоления языкового барьера, реферирования, квалифицированного перевода, интерпретации применительно к условиям и потребностям отечественного производства, а также эффективного доведения до адресата. Без этого немыслимо дальнейшее развитие как самой отрасли, так и ее науки.
Полиграфической отрасли региона необходимо осознать самое себя как группу производителей печатной продукции, способных видеть перспективу, сформулировать и озвучить стратегические задачи своего развития, аккумулировать собственные и привлекать на этой основе федеральные, муниципальные и другие средства для решения этих задач. Такая отрасль заявляет себя в рыночной экономике не только цифрами правительственных статотчетов об объеме производства, но и наличием собственной развитой инфраструктуры, включающей информационные, консультационные, исследовательские, образовательные, сертификационные и другие институциональные составляющие. Как же создать в регионе такую ассоциацию полиграфии, которая, в отличие от известной МГАП (порядка 70 членов на всю страну), включала бы в себя как минимум 400 участников? Если даже предположить, что для крупных организаций участие в подобной ассоциации гарантировано адекватным масштабом мышления их руководителей, то что может привлечь в нее остальные 75% предприятий с численностью менее 50 человек? Обещание лоббировать на федеральном уровне благоприятную для отрасли таможенную политику? Вряд ли. Первые реальные шаги, которые заинтересуют подавляющую часть потенциальных участников Ассоциации, могли бы заключаться в решении вопросов подготовки кадров и повышения их квалификации на льготных условиях. К этим же начальным шагам можно отнести также оказание услуг по экспертизе печатной продукции, а также информационно-консультационное обслуживание на основе изучения новейшего мирового научного опыта. Финансирование Ассоциацией проекта создания регионального отраслевого информационного центра позволило бы начать его деятельность и получать реальную отдачу. Такой центр, как и подобные центры в полиграфии зарубежных стран, мог бы далее существовать под эгидой Ассоциации финансово самостоятельно за счет продажи своих услуг.
Внимание к науке – требование времени
В начале девяностых годов нашлось немало предприимчивых людей, вложивших средства в полиграфию. Даже не будучи специалистами отрасли, они сумели оказаться в ней весьма успешными. Однако сегодня этап экстенсивного развития отрасли близок к завершению. Остро вставшие проблемы квалификации кадров – объективный показатель повышающихся требований к качеству продукции. В соответствии с ISO 9000 в редакции 2000 года именно руководитель обязан сформировать цели и стратегию развития своего предприятия. В том же ISO сказано, что процессы обучения, повышения квалификации, использование статистических методов, научных проработок и исследований – являются частью процесса управления качеством, который мыслится как непрерывный процесс, рассчитанный на годы. Подводя итог сказанному, хочется пожелать, чтобы на предстоящем Форуме полиграфистов всем, кто уже сегодня понимает необходимость конкретных шагов, удалось найти общий язык для конкретных дел. Инф. RosInvest.
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/5662.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua