24 июл, 13:08
Предлагаем комплекс упражнений для детей 5-7 лет, направленных на формирование правильной осанки. Избавив позвоночник от нерациональной нагрузки, вы поможете своему ребенку вырасти счастливым и избежать многих проблем со здоровьем в будущем.
На сутулость мы часто не обращаем внимания, согнувшись под тяжестью житейских проблем идем по жизни с больным позвоночником и "целым букетом" болезней в придачу. А причина наших бед заложена еще в детстве в виде неправильной осанки. Как исправить осанку и избавить позвоночник от лишней нагрузки?
Заболевания позвоночника довольно часто приводят к возникновению нетрудоспособности, снижению качества жизни и инвалидности. Нередко причиной развития подобной патологии является неправильная осанка, причем проблема эта тянется еще с детского возраста. Следовательно, необходимо с юных лет следить за тем, чтобы осанка формировалась правильно, а если проблема возникла, нужно своевременно ее устранять.
Каковы же признаки правильной осанки?
Ребенок держит голову прямо, его грудная клетка развернута, оба плеча должны быть на одинаковом уровне, живот имеет подтянутую форму, коленные и тазобедренные суставы разогнуты.
Осанка оказывает влияние не только на привлекательность фигуры человека, но и на его внешность в целом. Кроме того, нарушения осанки вызывают серьезные проблемы со здоровьем.
Неправильная осанка приводит к появлению проблем с функцией органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, нарушается нормальная работа кишечника и печени, уменьшается интенсивность процессов окисления в организме. В результате возникает снижение переносимости физических и умственных нагрузок, патология зрения в форме близорукости и астигматизма. Анатомические и функциональные нарушения в позвоночнике приводят к формированию сколиоза, кифоза и остеохондроза.
Этапы формирования осанки: не упустите время!
Осанка человека формируется, пока он растет. К 12 месяцам жизни ребенка его позвоночный столб приобретает 4 физиологических (основных) изгиба. Позвоночник в грудном и крестцово-копчиковом отделе изогнут назад, а в шейном и поясничном – вперед.
Прежде всего происходит формирование крестцово-копчикового изгиба, причем процесс этот происходит еще в утробе матери. После рождения ребенок постепенно учится держать головку, с чем и связано появление шейного лордоза – изгиба вперед. Когда ребенок начинает сидеть, в грудном отделе его позвоночника формируется кифоз (изгиб назад). Формирование поясничного лордоза приходится на тот период, когда ребенок начинает самостоятельно стоять и ходить.
Физиологические изгибы позвоночного столба становятся окончательно сформированными к возрасту шести-семи лет. Функция изгибов заключается в амортизации: мозг и внутренние органы не испытывают сотрясений и травм во время ходьбы.
В дошкольном возрасте нарушения осанки не так сильно заметны, они не являются постоянными. Чаще всего среди детей этого возраста встречается осанка вялого типа. Ее признаками является немного склоненная голова, слишком сильно развитые изгибы в шейном и грудном отделах позвоночника, лопатки в форме крыльев, «свисающий» живот, западение грудной клетки, часто – сгибание нижних конечностей в коленях. Если осанка вялая, значит, в будущем может возникнуть круглая, кругло-вогнутая или плоская спина, а также сколиоз или смешанные искривления.
Нарушения осанки могут приводить к формированию заболеваний нервной системы. Маленький ребенок при этом начинает капризничать, беспокоиться, испытывать неловкость, стесняться играть с одногодками; у него развивается замкнутость и раздражительность. Старшие дети рассказывают о появлении болевых ощущений в области позвоночника, особенно после физической нагрузки или длительном нахождении в вынужденном положении, об ощущении онемения между лопаток.
Необходимо помнить о том, что окружающая среда значительно влияет на рост ребенка и формирование его осанки. Воспитатели и родители должны следить за тем, чтобы дети правильно стояли, сидели и ходили.
От чего зависит осанка: ищем виновных
Основные факторы,
влияющие на формирование осанки:
•Режим питания и рацион.
•Доступ свежего воздуха.
•Правильная ростовка мебели.
•Правильное освещение.
•Навык правильной переноски тяжестей.
•Навык правильного положения за столом.
•Умение расслаблять мускулатуру.
•Контролирование своей походки.
Необходимо обеспечить физическое воспитание, чтобы осанка ребенка формировалась правильно.
Упражнения для осанки
Начиная с четырехлетнего возраста необходимо делать упражнения для формирования правильной осанки каждое утро. В этот же период необходимо научить ребенка правильно сидеть за столом.
Наибольший вред осанке наносит неправильное положение тела во время чтения и письма, при использовании компьютера и просмотре телепередач. Стол по высоте должен быть на 2-3 см выше уровня локтя свободно опущенной руки. Стул по высоте не должен быть выше высоты голени ребенка. Нижние конечности должны быть согнуты под углом в 90 градусов, поэтому если ноги ребенка свободно висят, необходимо воспользоваться скамеечкой. Во время сидения спина должна прижиматься к спинке стула, чтобы поясничный отдел позвоночника был изогнут вперед. Между грудной клеткой и краем стола должно проходить ребро ладони (1,5-2 см), голову нужно немного наклонить вперед.
Очень мягкая кровать вредна для осанки. Нужно выбрать жесткий и ровный матрац (ватный), без провала посередине, а высота подушки должна составлять 15-17 см. В противном случае возникают проблемы с дыханием.
Чтобы у ребенка закрепился навык сохранения правильной осанки, необходимо несколько раз повторить с ним, как правильно лежать, сидеть и стоять. Для этого можно применять следующие упражнения:
•Упражнения перед зеркалом. Для формирования и тренировки мышечного чувства ребенок несколько раз делает осанку неправильной, а вы ее вместе с ним восстанавливаете.
•Упражнения у ровной поверхности за спиной. Для этого подойдет стена, у которой нет плинтуса, дверь или твердый щит из фанеры или дерева. Ребенок встает спиной к поверхности так, чтобы его затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки были прижаты к ней. После этого ребенок выполняет несложные упражнения: приседает, отводит ноги и руки в стороны, встает на носочки. Затем ребенок напрягает мышцы на 3-6 секунд и расслабляет их на 6-12 секунд.
•Упражнения на удержание предметов на голове. В качестве предметов подойдут мешочки с песком, опилками или мелкими камешками, кубики. Предмет устанавливается в теменной области, поближе ко лбу. Ребенок научится держать голову и работать отдельными мышечными группами. С предметом на голове ребенку нужно ходить, то разводя, то сводя руки перед грудной клеткой, ходить на носочках, на коленях, на полусогнутых ногах, ползать на четвереньках, приседать, удерживая предмет на голове.
•Тренировка координации движений. Сюда относят стойку на одной ноге, ходьбу по скамейке или бревну с предметом на голове, повороты.
Благодаря выполнению этих упражнений, ребенок научится правильно держать тело, лучше переносить статические нагрузки, следить за собственной осанкой.
В комплекс тренировок необходимо включить упражнения на профилактику плоскостопия. Плоскостопие вызывает изменение скелета (позвоночника и таза). Эти упражнения выполняются в начале и в завершении комплекса тренировки.
Комплекс упражнений для детей 5-7 лет
Пример комплекса упражнений, направленных на развитие правильной осанки для детей 5-7 лет.
1.«Журавлик». Ребенок устанавливает руки на поясе и выполняет ходьбу, высоко поднимая бедра. Спина при этом должна оставаться прямой, локти отводятся назад, а носок поднятой ноги оттягивается.
2.«Вырасту высоким». Ребенок складывает руки в «замок», поднимает вверх и ходит на носочках от 20 до 25 шагов. Лопатки и колени при этом должны быть прямыми, а шаги небольшими.
Ребенок должен максимально подниматься на ногах.
3.«Мишутка». Руки устанавливаются на пояс, ребенок ходит на наружных краях стоп. Можно на каждый шаг повторять стишок про Мишку. Ребенок не должен наклонять голову, спина остается прямой. Носки приводятся внутрь, пальцы остаются подвижными. Локти отводятся кзади.
Упражнения, выполняемые стоя.
1.«Воробей». Ребенок выполняет круговые движения локтями назад от 6 до 8 раз. Локти прижимаются к бокам, а кисти касаются плеч.
2.«Лягушка». Сначала ребенок ставит ноги на ширину плеч, руки держит перед грудной клеткой. Тыльной стороной кистей ребенок касается плеч, прижимая локти к бокам. Затем возвращается в исходное положение, громко говоря «Ква!». Повторяется от 4 до 6 раз.
3.«Большой круг». Пальцы сжаты в кулак, руки выпрямлены в стороны. Производятся круговые движения руками от 6 до 8 раз. Руки не должны быть ниже уровня плеч.
4.«Мельница». Ребенок держит голову прямо, отводит локти назад и выпрямляет плечи. Руки по очереди приводятся за спину и затылок, повторяется от 6 до8 раз.
5.«Поставим вместе ножки, покажем ладошки!». Ребенок держит спину ровно, живот не выпячен. Поднимается на носочки и отводит плечи назад, а ладони поворачивает вперед. Затем возвращается в исходное положение и расслабляет руки. Повторяет от 4 до 6 раз.
Упражнения, выполняемые лежа на животе.
1.«Воробей». Руки приводятся к плечам и делаются круговые движения локтями назад, при этом голова должна быть приподнятой.
2.«Рыбка». Голова поднимается, а плечи отводятся назад. Руки и ноги приподнимаются на 4-6 секунд. После этого идет расслабление от 6 до 8 секунд. Поясница при этом прогибаться не должна.
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/552099.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua