Словакия сменила хозяина трубы. У Украины появился шанс наладить словацкий транзит каспийской нефти в Европу

29 май, 12:01

Антимонопольные органы Словакии на минувшей неделе разрешили заключить сделку по продаже 49% акций словацкой нефтетранспортной монополии Transpetrol, 51% акций которой принадлежит правительству Словакии. Собственником продающегося ныне пакета в 2002 г. стала российско-голландская Yuikos Finanse B. V., купив его за $74 млн и взяв на себя инвестиционные обязательства по наполнению трубы. Теперь же она перепродала свой пакет российской нефтекомпании «РуссНефть».

Окончательное решение относительно такой сделки должно принять правительство Словакии. И хотя «РуссНефть» выплатила продавцу $103 млн еще в апреле минувшего года, официальная Братислава не спешит с ответом. Поведение словацких властей вполне объяснимо. В 2003 г., уже после продажи пакета акций Transpetrol компании Yuikos Finanse, эта страна вошла в Евросоюз. Согласно законодательству ЕС все подобные трансакции с государственными нефтетраспортными компаниями (даже если они проходят на вторичном рынке) подлежат обязательному согласованию с антимонопольными директивами ЕС. А они не допускают возможности установления контроля одной или двух компаний над рынком транзита нефти.

Словацкую Transpetrol с этой точки зрения можно назвать «образцовой монополией». Ежегодно она транспортирует около 10 млн т нефти российского происхождения от западной границы Украины к словацкому НПЗ Apollo и чешским НПЗ в городах Кралупы и Литвинов. К 2003 г. названные предприятия полностью поменяли своих владельцев и торговую политику: собственником Apollo стала венгерская компания MOL Slovnaft, а в качестве операторов чешских НПЗ закрепились британская Shell и фрацузская TotalFinaElf. Новые собственники попытались убедить словацкую монополию в необходимости дальнейшего развития транзита нефти через Восточную Европу, но Yuikos Finanse откровенно тормозила все их инициативы. Венгерская MOL в свое время попыталась склонить Yuikos к расширению словацкой трубопроводной сети за счет строительства дополнительной ветки из Австрии (Братислава–Швехат). Это помогло бы Apollo начать переработку нефти других, отличных от российских сортов, поскольку по новой трубе предполагалось направить на завод сырье из Северной Африки и стран Каспия, которое давно транспортируется в Центральную Европу из Италии и Хорватии. Но Yuikos Finanse проигнорировала это предложение.

Подобные безответные предложения поступали и от Чехии, и от Украины. В 2004 г. украинская нефтетранспортная монополия «Укртранснафта», а также чешские компании Mero и Unipetrol получили согласие правительства Словакии на проведение пробной прокачки каспийской нефти в Чехию c Украины. Но, несмотря на то, что эту сделку одобрила не только Братислава, но Евросоюз, компании Yuikos Finanse удалось воспользоваться своим правом вето в наблюдательном совете словацкой Transpetrol и полностью заблокировать этот проект.

Такие выпады российско-голландского акционера все чаще навлекали критику Европы и Украины в адрес Словакии. Устав терпеть нападки соседей, словаки все больше склонялись к мысли о расторжении договора с Yuikos Finanse вследствие невыполнения ею ранее взятых инвестиционных обязательств по развитию Transpetrol. Однако к концу минувшего года Братислава сделала крутой поворот и вместо намечавшейся ранее реприватизации начала переговоры с Yuikos о возможной перепродаже принадлежащих ей акций другим российским инвесторам. Выбор Словакии выглядел весьма парадоксальным: наряду с вышеупомянутой «РуссНефть» в переговорах о праве перекупки акций приняла участие близкая к российской власти петербургская компания Nord West Oil Group Ltd.

Однако при детальном рассмотрении такой перечень претендентов на перекупку пакета акций трубопроводной монополии не выглядит случайным. В отличие от провластной Nord West, компания «РуссНефть» считается аутсайдером российского рынка нефти. Ее основателем является один из богатейших в России выходцев из Чечено-Ингушетии Михаил Гуцериев — бывший президент крупной российской нефтекомпании «Славнефть» и брат экс-главы МВД Ингушетии Хамзата Гуцериева. В начале текущего десятилетия возглавляемая на тот момент г-ном Гуцериевым «Славнефть» безуспешно попыталась выйти на нефтяной рынок Украины, чтобы затем проторить себе дорогу на Запад. Тогда компания взяла в аренду одну из установок кременчугского НПЗ «Укртатнафта» и, заключив агентский договор с западноукраинской сетью АЗС «Галнафтогаз», попробовала продвигать свои ресурсы на восток Европы. Однако эти попытки закончились полным крахом из-за сопротивления, которое оказали некоторые российские нефтекомпании, мнящие себя «коронованными Кремлем» на управление украинским рынком нефти. В итоге г-н Гуцериев утратил контроль над «Славнефтью» и компания попала в сферу влияния нефтегиганта ТНК-ВР.

В свете такой деловой биографии нового совладельца словацкой Transpetrol можно предположить, что выбор Братиславы вполне поймут в Брюсселе. Евросоюз традиционно симпатизирует небольшим независимым российским нефтекомпаниям вроде «РуссНефть», тем более, если во главе их стоят выходцы из таких кризисных российских регионов, как Северный Кавказ. С учетом этого обстоятельства нынешняя сделка по перепродаже Transpetrol, несмотря на настороженное отношение стран, пострадавших от предыдущей инертности этой компании, вполне может завершиться успешно.

Инф. Деловая столица









Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/54922.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua