06 апр, 10:08
Все мы прекрасно помним, как выдумывали разные истории для своих друзей или старались выкрутиться при любой «острой» для нас ситуации перед родителями. Но теперь, когда это делает наш малыш, то приходит две мысли: он ещё такой маленький, неужели обманывает?.. действительно, обманул — что мне с этим делать?
Наш сайт уже предоставил материал Marcelle Clements со взглядами профессора Б. ДеПауло, педиатра А. Хофман, психоаналитика Е. Йанг-Брюель на эту тему. Но именно из-за своей сложности, массовой распространенности этот вопрос требует дополнительных мнений и раскрытия аспектов.
Признаки того, что ребёнок лжёт
Чаще всего мы замечаем, что ребёнок обманывает. Чтобы увериться в этом, психологи предлагают обратить внимание на следующие признаки:
•дети избегают смотреть в момент рассказа прямо в глаза;
•они выглядят менее уверенными, чем обычно, по выражению лица;
•попросив пересказать историю ещё раз, вы заметите несоответствия;
•стоит обратить внимание на ощущение «отрепетированности» его рассказа, отсутствие спонтанности;
•при лжи подростков может быть нежелание знакомить со своими друзьями, событиями; сокрытие различных вещей с реакцией злости или яркой агрессии при их обнаружении, при входе взрослого в комнату без предупреждения, или резкий запрет на вход в его комнату.
Но не стоит сильно торопиться с выводами, что ребёнок лжёт. Доктор Брент Уотерз и Лиз Кэннеди, авторы книг по воспитанию детей, основным считают правило: «Если вы не уверены, лучше подождать и посмотреть. Если двое детей вовлечены, и вы не можете выяснить, кто виновник, лучше найти к ним одинаковый подход с целью выяснения и применить одинаковое наказание».
Но если ложь становится привычкой, провоцирует кого-то на действия, или ребёнок утверждает, что он говорит правду, даже при очевидных свидетелях его лжи – стоит забеспокоиться.
Возрастные периоды детской лжи
Многие психологи рассматривают развитие у детей лжи в соответствие с их возрастными периодами:
•4 годам присваивают появление лжи у ребёнка;
•в 5 лет малыш может уже «купаться» в обманных высказываниях (в этот возрастной период малышу, как правило, сложно отличить реальность от фантазии);
•около 6 лет ясность между правдой и вымыслом становится для ребёнка уже более очевидной, но здесь появляются такие стимулы для лжи, как вина за содеянное, или просто поведение, которое может не быть одобрено взрослыми;
•в 7-8 лет дети уже отлично понимают, где действительность и где воображаемое, и уже применяют ложь для избежание наказаний или того, что они не хотят выполнять; в добавок, появляются способности ко «лжи во благо», дабы не обидеть кого-то из окружающих; в этом возрасте, ложь ребёнка должна обеспокоить родителей, так как это может стать показателем личной проблемы и страха;
•в подростковом возрасте ложь используется детьми, иногда как желание сохранить «свой мир» в тайне, получить некоторую возможность на «частную жизнь»; может также быть ложь во спасение друга, или нежелание ранить чьи-то чувства, или во избежание смущения; но в данный возрастной период стоит рассматривать ложь в ключе всего поведения ребёнка (открытое или скрытое поведение в общем комплексе): если ребёнок в целом ведёт себя открыто, то, скорее всего, это вид секретности с причинами, перечисленными выше, но при скрытном общем поведении и частой лжи, это может стать сигналом опасности (особенно, в случае мальчиков), ложь, в подобном случае, может быть спровоцирована боязнью наказания или избеганием объяснений своих поступков, а не пресечение её, может дальше вести к худшему поведению и поступкам.
Итак, выделим основные стимулы детской лжи:
•создание удобства (иногда ребёнок может солгать, что он что-то уже сделал (помыл ручки), чтобы не отвлекаться (от игры));
•приукрасить свою жизнь (создание историй позволяют ему быть популярным и иметь более яркую жизнь);
•во избежание ответственности и наказания (трудно ребёнку идти сознательно с повинной);
•рефлексивная ложь (вошедшая уже в привычку, иногда даже без особых оснований и характеризуется уже большой умелостью её осуществления с трудностями в распознавании);
•предупредительная ложь (при осознании реакции родителей на определенные поступки, например, на пропуск уроков);
•ради наказания другого (иногда дети используют ложь, чтобы «насолить» брату или сестре);
•ради защиты другого (обратная причина – «выгородить» кого-то);
•стыд за свою жизнь, семью (может заставить ребёнка рассказывать о желаемой, но придуманной семье и течении всей жизни – свойственно детям неблагополучных семей и брошенным деткам);
•подражание родителям, часто применяющим ложь в своей жизни (ребёнок даже может особо не понимать негатив и «неправильность» лжи, является одной из искусно воплощаемых форм лжи);
•сокрытие серьёзно наказуемых деяний (в более взрослом возрасте, возможно, с вовлечением других людей, страхом перед ними, по их требованию: воровство, драки и т.п.).
Ответная реакция взрослых на детскую ложь
Если рассматривать ложь по возрастным ступенькам, то психологи предлагают использовать следующие фразы при обнаружении лжи по периодам:
•для дошкольников: «Ого, у тебя такое воображение!», «Отличная история! Я бы тоже хотела жить в сказке!», «Ой, расскажи мне ещё, так интересно поиграть в игру «Заставь поверить»!»;
•для младших школьников: «Я понимаю: то, что ты мне рассказал, — это не совсем правда. На будущее, лучше скажи правду», «Хотя ты и сказал, что сделал всё, я уверена, это не совсем так. В следующий раз скажи честно», «Мы все можем ошибаться, так что в другой раз расскажи как есть, не искажая фактов»;
•для подростков: «Я чувствую, у тебя есть проблемы. Захочешь поговорить об этом, будь уверен, что я всегда готова тебе помочь», «Знаешь, случалось, я думала, что самый удобный способ решения проблем – их игнорирование… Но это никогда не действовало», «Любая проблема разрешима. Поделись о своей, чтобы я смогла тебе помочь?»; примеры своей жизни могут стать хорошими уроками для ребёнка и стимулами раскрыться перед вами.
В любом возрасте детей стоит следить за своей реакцией на ложь, оставаясь спокойными и не прибегая к немедленным наказаниям. Психологи считают важным дать шанс ребёнку рассказать правду, усадив его и сказав об это очень решительным тоном. Если ребёнок сознаётся, нужно поблагодарить за откровенность, но всё-таки стоит определить наказание за проступок, акцентируя на том, что ложь добавила жесткости в наказание. И что без лжи, вас огорчил бы сам поступок, а ложью ребенок сознательно огорчает вас уже сам. При откровенности, наказание может быть выведено вместе с ребёнком. Стоит обратить внимание, что ложь расстраивает вас гораздо больше, чем даже скрываемые поступки. Спросите, чего он хотел добиться своей ложью. Убедите, что эта цель не может быть достигнута с помощью искажения фактов. Специалисты никогда не советуют принимать оправдания лжи. При первых редких случаях лжи, можно добавить: «Это так на тебя не похоже!». Оценивайте поступки откровенности, когда замечаете, что ребёнок не стал лгать в критической ситуации. Не рекомендуют прибегать к крайней категоричности, ультиматумам – вряд ли вы сможете их выполнить. А ребёнку покажете всю непоследовательность и несёрьёзность своего «наказания».
Для стимулирования ребёнка быть откровенным, используйте спокойную адекватность и не отчаивайтесь, если у вас с малышом не сразу всё получается. Ложь – это проблемный симптом в воспитании. Но её «лечат» постоянным вниманием к жизни и поведению ребёнка (но не оскорбляющей слежкой), поддержкой откровенности и нетерпимостью к огорчающим вас искажениям фактов, недостойным преувеличениям, хроническим обманам. Будьте последовательны в отношении детской лжи, а своим примером честности и жизненными уроками подталкивайте их на путь истины.
Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/545607.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua