28 фев, 16:48
Поиск работы похож на тропинку в лесу, которая либо выведет вас на «чудную полянку» с «солнечными» рабочими условиями и «вкусными» заработками, либо заставит вас «кружить по лесу» изо дня в день, наводя на «заросли» непонятных» вакансий и не особо полезные собеседования. Как найти нужный путь и обойти преграды?
Влияние безработицы на нашу жизнь
Перерыв в работе или потеря её — сложный профессиональный и личностный период. Социологи и экономисты считают, что провоцировать безработицу будут всегда не только экономические причины, но и человеческий фактор. На длительность этого периода повлияют не только ваши действия, но и достаточно серьезный (особенно сейчас) конкурентный отбор персонала, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
Психологи утверждают, что каждый переносит это состояние по-разному, в зависимости от пола (считается, что женщинам легче дается период безработицы за счет эмоционального раскрытия проблем и наличия большой вовлеченности в семейную жизнь) и возраста (молодые сталкиваются с проблемой отсутсвия опыта, а люди почтенного возраста с требованием «до 45 лет»). Добавим, что потеря работы и период поиска — это серьёзный стресс для психики (один из самых высоких по шкале стрессов), особенно для тех, кто выйдя из декрета, вынужден не только входить в рабочий ритм, но и найти для начала новое место в уже новом профессиональном мире.
Длительность периода поиска работы, в свою очередь, влияет на решения человека, его поведение и внутренне состояние. Чем дольше человек ищет работу, тем сильнее он начинает ценить период без работы, при этом даже самостоятельно занижая свои финансовые запросы от жизни. Особенно если за это время он успевает натолкнуться на несколько не совсем доброжелательных интервью. Женщины, при наличие финансовой опоры, часто уходят в заботы о семье и воспитание детей продлевая «декретное» время, но здесь психологи предупреждают о перспективе нового стресса после того, как дети станут самостоятельными, не будут нуждаться в постоянной опеке, а за это время совсем сложно будет восстановить профессиональный опыт и перестроиться к другому образу жизни.
Работа необходима человеку, чтобы восполнять не только финансовые потребности, но и эмоциональный голод, и голод «деятельности» (отличной от домашней). Работа действительно должна наполнять вашу жизнь, а не «выжимать из вас последние соки». Как найти такую?
Поиск работы
Для эффективного поиска работы нужно определиться с тремя главными ступенями:
1.объективно оценить себя как личность и профессионала;
2.выбрать актуальную цель трудоустройства (в соответствии с требованиями региона и экономической ситуацией);
3.разработать конкретные шаги к трудоустройству.
Оценивая себя, вам необходимо честно признаться себе в личностных качествах, таких, как обучаемость, организаторские способности, аналитические способности, решительность, склонность к лидерству, работоспособность, коммуникабельность, уверенность в себе, креативность, умение работать в команде и т.д., и профессиональных -наличие знаний в отдельных сферах, знание правовой, нормативной, деловой документации, навыки управления, награды и достижения, опыт обучающей работы, зарубежный опыт. Все качества нужно выстроить, начиная с самого сильного. Лучше их все сразу записать и запомнить «на зубок» — вам это обязательно пригодится при оперативном заполнении резюме и анкет уже на самом собеседовании.
В оценке важно определиться и с видами работ, которые вы выполняли в прошлом профессиональном опыте, или хотели бы их выполнять в новой деятельности (выбираем от 3 до 5 видов работ; например, работа с деловой документацией). При заполнении видов работы оцениваем их, ранжируем по интересу к выполнению. Если вы желаете выбрать новые виды деятельности (давно не работали или совсем без опыта, или просто желаете перемен), то кроме записи этих видов и оценки по интересу, рядом напишите, что вам необходимо для того, чтобы получить возможность их выполнять. Например, кому-то понадобится обучение или повышение квалификации (можно пройти его либо через службу занятости — бесплатное обучение, либо на платных курсах).
Определившись с оценкой себя, подбираем цель трудоустройства. Специалисты считают, что при подборе должности важно учитывать 4 фактора: цель работы (например, управление людьми или изготовление чего-либо), предмет работы (люди, детали, текст и графика и т.д.), средства работы (компьютерные, механические, творческое мышление и др.) и условия работы (работа на дому, работа с командировками, в большом коллективе и т.д.). Выбираем по итогам этого анализа желаемую должность.
Теперь (лучше письменно) сопоставим свои качества, умения и виды работ с выведенной должностью, предполагаемыми к ней требованиями. И вы получите ответ на сколько вы реально сможете и хотите претендовать сейчас на эту должность. После этого стоит просмотреть по вакансиям, востребована ли эта должность в вашем городе в данный период времени.
Переходим к источникам вакансий:
•информация в центрах занятости (узнайте адрес центра занятости и приходите посмотреть предложенные вакансии для данного района или для города в целом — эта информация доступна всем);
•вакансии в газетах (существуют профильные газеты по трудоустройству и те, в которые просто включены объявления о вакансиях; будьте внимательны, чем более подробно выставлены требования, тем больше вероятности, что руководитель знает, кого именно он видит на этой должности, но собеседование может быть более строгим; объявления от сетевого маркетинга, как правило, имеют стандартную форму);
•вакансии в Интернете (удобно и доступно, обновляются ежедневно, наполнены и предложениями удаленного заработка; полезно просматривать одновременно и информацию о компаниях предполагаемого работодателя; на сайтах по трудоустройству часто вывешены средние заработные платы по региону, что может пригодится вам на собеседовании);
•вакансии кадровых и рекрутинговых агентств (как правило, рекрутинговые агентсва, не берут оплаты с соискателя, его клиент-плательщик — работодатель; кадровые предлагают оплатить сумму регистрации или заключают договор с суммой процента, которую вы выплачиваете из первой зарплаты);
•информация от личных контактов (по данным опросов, чаще всего работу до сих пор находят через информацию от знакомых, родных и близких; не стесняйтесь рассказать, что вы без работы и что вы хотели бы её найти);
•объявления на ТВ, на радио, в транспорте;
•разместите собственное объявление в газете, в Интернете.
Резюме и собеседование
Подобрав вакансию, необходимо отослать резюме. Единственно верной формы резюме не существует. Но необходимо выбирать её приемлемый вариант. Помните, резюме — это ваша реклама. Оформляйте без ошибок, на языке вакансии, с достоверной актуальной информацией, подтверждаемой документами, с понятной и удобной структурой. Предлагаем следующую схему:
•Ф.И.О. (полностью)
•Личные данные (дата рождения, адрес, телефон, e-mail)
•Цель поиска работы (должность; не стоит здесь писать, что вы хотите постоянную работу с достойной зарплатой или перечислять несколько должностей; каждая должность — отдельное резюме);
•Образование и профессиональная подготовка (период, учебное заведение, специальность, образовательно-квалификационный уровень; лучше в форме таблицы);
•Опыт работы (начинаем с последнего места работы; указываем не более 5 мест; период, организация, должность, основные функции, причина увольнения; лучше в форме таблицы);
•Дополнительная информация (знание языков, компьютерные умения, наличие водительских прав, личные качества, увлечения);
•Рекомендации (в случае возможности предоставления, напишите от кого готовы предоставить)
•Дата. Подпись.
Не забудьте каждый раз обновлять даты и данные.
К резюме можно прикрепить сопроводительное письмо. Это краткое письмо с описанием, почему вы обращаетесь к работодателю, подчеркиваете выигрышный для этого места свой опыт работы, представляете кратко ваши действия на новом месте, которые могут заинтересовать работодателя. Лучше узнать имя и отчество работодателя, и обращаться адресно.
Контакт с работодателем начинается, как правило, с телефонного звонка. Это чрезвычайно важный момент, за несколько минут вам необходимо убедить его пригласить вас на собеседование. Созваниваясь с работодателем или менеджером по персоналу, лучше добиться разговора именно с решающим лицом, не передавать информацию через секретаря или коллегу. Далее следует выгодно себя представить, с уверенностью и спокойствием в голосе сообщить интересующие факты (лучше держать с собой рядом свое резюме и документы). Позитивно окончить разговор, даже если вас не пригласили на собеседование. В ситуации, когда вакансия заполнена, но вам хочется получить работу в этой компании, предложить переслать резюме в резерв.
Собеседование — самый ответственный момент. Несколько фактов о них. Во-первых, не допускайте опозданий. Во-вторых, подготовьте свой внешний вид и необходимые документы. Узнайте доступную информацию об организации. Соблюдайте правила собеседования. Помните, что собеседования делятся на разные виды:
• отсеивающее (отсеивание по предоставленным резюме кандидатов)
• телефонное собеседование (путем уточняющих вопрос или даже поставленных профессиональных вопросов)
• оценочное собеседование (личное собеседование, выявляющее насколько подходит именно этот кандидат компании)
• стрессовое собеседование (его главная цель — выяснить вашу стрессоустойчивость, чаще всего для работы с людьми, с меняющимися условиями; частью этого собеседование может стать намеренное опоздание рекрутера или руководителя, при этом с наблюдающим за вашим поведением сотрудником, пригласившем вас подождать, не стоит проявлять свое возмущенное нетерпение, если не хотите оставить плохую оценку о себе).
Собеседование может объединять в себе все виды. Иногда проводится несколькими сотрудниками одновременно (в этом случае, отвечая на вопросы необходимо смотреть в глаза, задающему вопросы).
Среди вопросов чаще всего задаются следующие:
•Чем вы занимались на прежнем месте работы? (отвечать следует конкретно, перечисляя обязанности, программы, оборудование)
•Почему ушли? (хорошо, если вы уходили в декрет — более чем уважительная причина; если вы ушли сами говорите, что с целью более высокого карьерного роста, большей зарплаты; никаких негативных фактов о начальнике — есть поговорка среди hr-менеджеров «о бывших руководителях, как о покойниках, либо говорят все хорошее, либо не говорят вовсе»)
•Почему вы хотите работать именно здесь? (расскажите, что вас привлекла репутация компании, скажите о совпадении ваших интересов и приоритетов компании)
•Почему мы должны взять именно вас? (перечислите свои профессиональные, личные достоинства и что они могут принести компании)
•Назовите свои отрицательные качества (раньше советовали «переворачивать» положительные качества в отрицательные, например, «слишком ответственный»; сегодня считается это нечестным ответов среди рекрутеров; лучше ответить, что как у каждого человека появляются небольшие негативные качества, но вы сразу начинаете над ними работать и при этом успешно)
•Сколько вы хотите получать? (лучше сделать всё, чтобы оплату первым назвал работодатель; в безвыходной ситуации советуют назвать сумму, с которой вы готовы начать, которая бы покрывала ваши нужды и обеспечивала минимальный запас, но подчеркнуть, что непременно рассчитываете на постепенное увеличение).
•На стрессовых собеседованиях вам могут задать очень неожиданные вопросы, единственная цель которых — вывести вас из себя; постарайтесь сохранять контроль над эмоциями, по возможности проявите чувство юмора и сообразительность.
Всего, конечно же, предугадать невозможно. Главное, настраиваться на уверенное и доброжелательное поведение. Даже если сейчас вас не готовы взять, возможно со временем для вас найдется должность или вас порекомендуют кому-либо. Устроившись, помните, что первое время на новом месте — это процесс адаптации не только ваш, но и для всего коллектива. Будьте «зрителем», впитывайте культуру компании, не стоит сразу наводить свои порядки и «выставлять свою кружку с фотографиями на стол».
Удачи в поиске и трудоустройстве! Пусть работа будет для вас удовольствием и удовлетворением материальных потребностей!
Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/543386.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua