11 май, 14:47
Страховые компании намного охотнее собирают деньги с водителей, нежели выплачивают возмещения. Однако их прижимистость может обернуться для водителей благом. Госфинуслуг пригрозил снизить тариф по «автогражданке», если страховщики не начнут вовремя и в полном объеме оплачивать убытки граждан.
В госкомиссии по регулированию финуслуг утверждают, что число жалоб на страховые компании от пострадавших в ДТП граждан стремительно растет. Изучив статистику за прошлый год, регулятор пришел к выводу, что уровень выплат по этому виду постепенно снижается. Если в 2004 г. он составлял 32%, то в 2005 — всего 19,6%. По данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), на 1 января 2006 г. компании собрали по обязательному страхованию автоответственности свыше 417 млн грн., выплатили же всего 33,09 млн. «Несвоевременность выплат вызывает нарекания страхователей и потерпевших, а также многочисленные жалобы в Госфинуслуг, МТСБУ и даже Верховную Раду. Создается негативный имидж данного вида страхования. Мы должны победить эту болезнь чрезмерной любви к сохранению денег, иногда путем невыплаты полагающегося возмещения потерпевшим», — воззвал к страховщикам президент МТСБУ Владимир Романишин.
Сами компании, как всегда, находят немало аргументов в свое оправдание. «Причины низкого уровня возмещений носят временный характер. В последние месяцы наблюдается тенденция уменьшения платежей и увеличения выплат. Кроме того, есть две системных проблемы. Во-первых, рынок еще не набрал обороты. Во-вторых, автовладельцы по большей части страхуются фиктивно, а не реально. Например, в МРЭО во время техосмотров покупают короткие полисы на 15–30 дней. По ним почти не бывает выплат. Большой процент продаж полисов приходится на долю въезжающих авто, например из России. В этом случае также продаются короткие договоры. При такой деформированной структуре рынка складывается впечатление, что у нас низкий уровень выплат», — утверждает президент НАСК «Оранта» Александр Завада. Действительно, пик продажи договоров «автогражданки» в прошлом году пришелся как раз на сезон техосмотров. Причем договоры заключались по смешной цене: средняя стоимость полиса составила около 150 грн. (при базовом тарифе 291,46 грн.). Однако статистика — вещь упрямая. И она говорит о том, что компании не платят даже в тех случаях, когда речь идет не о формальном, а о реальном страховании. Так, к началу года страховщики в общей сложности получили почти 16,5 тыс. заявлений о страховых случаях, но выплаты были произведены только по 6,5 тыс. дел. Причем еще 2 тыс. «висяков» обнаружилось по полисам, действовавшим до вступления закона в силу и выданным в соответствии с постановлением Кабмина. «В среднем по рынку не выплачено по 30% заявленных страховых случаев. Но есть компании, в которых этот показатель более 50%», — признал г-н Завада. Президент МТСБУ поясняет такую ситуацию бюрократизмом страховщиков. «Очень долго ждут решения судов, чтобы принять решение о выплате, часто справки из милиции приходят с задержкой. Компания обязана выплатить, но только после того, как соберет все документы. И многие страховщики этим пользуются, чтобы не платить», — сетует он.
Госфинуслуг и Моторное бюро намерены взять вопрос выплаты возмещений по автоответственности под особый контроль. В ближайшее время департамент страхового надзора начнет проверки во всех компаниях, работающих на рынке «автогражданки». Кроме того, регулятор обещает, что если ситуация с выплатами не улучшится, то комиссия будет ставить вопрос о снижении стоимости полисов ответственности водителей.
Татьяна Письменная, «Деловая столица»
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/53165.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua