21 июл, 16:48
Длительное наблюдение за детьми, перенесшими гемисферэктомию при рефрактерной эпилепсии, показало, что в большинстве случаев у пациентов прекращались приступы, и они были способны передвигаться самостоятельно, но часто наблюдались различные речевые, когнитивные, поведенческие нарушения и проблемы с выполнением задач, необходимых в повседневной жизни, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
В ходе наблюдения за 115 детьми (средний возраст на момент начала исследования 6,05 лет) выяснилось, что 70 из них после операции не испытывали приступов, 96 могли ходить без поддержки. Но 2/3 детей после гемисферэктомии имели как минимум легкое нарушение речи, около 85% требовали особых условий обучения или обучения в специальной школе.
Среди детей старше 6 лет только 18% сохранили соответствующие своему возрасту способности к чтению. Об этом сообщил онлайн-изданию Epilepsia доктор Аджай Гупта из Клиники Кливленда (Огайо).
Худшие исходы в плане ходьбы, речи, чтения и поведения наблюдались в той группе, в которой эпиприступы после операции повторялись. Кроме того, моторные нарушения после хирургии часто ассоциировались с аномалиями в непрооперированном полушарии по данным МРТ (P<0,05) и уже имевшимся квадрипарезом (P<0,01).
Предыдущие научные работы показывали, что гемисферэктомия приводит к исчезновению эпиприступов, по разным данным, в 52-80% случаев. Эта процедура, как говорит доктор Гупта, считается «эффективной терапевтической опцией для детей с устойчивой к медикаментозному лечению эпилепсией, вызванной обширными врожденными или приобретенными поражениями полушарий мозга».
Ученые отметили, что на сегодняшний день существует очень мало данных о функциональных исходах этой процедуры, в частности, о ее влиянии на подвижность, зрение, речь, когнитивные навыки и поведение пациентов. В то же время, все эти данные крайне важны для того, чтобы семья больного могла принять взвешенное решение перед операцией.
«Эти родители проходят через настоящий шок и испытывают страх по поводу того, что они должны принять решение об удалении половины мозга у своего ребенка», - говорит доктор Гупта. Он уверен, что надежные прогностические данные позволят им «лучше переварить некоторую информацию насчет того, какую пользу и какой риск несет операция, и принять информированное решение».
Авторы изучали функциональные исходы у пациентов, которые оперировались в Клинике Кливленда с 1997 по 2009 год. Они интересовались способностью пациентов выполнять повседневные задачи, их подвижностью, зрением, речью, поведением. В исследование было включено в общей сложности 115 детей, перенесших гемисферэктомию.
Исследователи собрали предоперационные клинические данные, ЭЭГ, видео ЭЭГ, радиологические данные, отчеты об операциях, записи об имевшемся ранее неврологическом дефиците.
Участники – родители или опекуны, а в некоторых случаях и сами пациенты – опрашивались в течение нескольких лет после операции. Они заполняли опросники, позволяющие оценить функциональный исход, включая повседневные навыки детей, их успеваемость в учебе и др. В опроснике оценка параметров была бинарной - «хорошо» или «плохо», а насчет ходьбы было три варианта: ребенок ходит самостоятельно, способен пройти несколько шагов без поддержки или не может ходить.
Средняя продолжительность наблюдения составила 6 лет. Отметим, что у 85% детей, которые подверглись гемисферэктомии, эпилепсия развилась в возрасте младше 3 лет.
В конце наблюдения у 61% пациентов не было эпилептических приступов. Поздняя ремиссия достигнута в 7% случаев, в 13% случаев удалось достигнуть уменьшения частоты приступов более чем на 90%. У 19% детей после операции частота эпиприступов снизилась менее чем на 90% (минимальный результат – снижение частоты приступов всего на 9%).
Среди уже взрослых пациентов 5 из 24 были трудоустроены и жили независимо. Пациенты школьного возраста в основном были способны обучаться в общей школе, 6,2% учились самостоятельно и 59,2% требовали особой помощи; 27,2% детей вынуждены были обучаться в специальных школах для инвалидов. При этом 7,4% пациентов были «минимально функциональны» и находились дома.
Мультивариантный анализ показал, что с нарушением способности ходить после гемисферэктомии связаны следующие факторы (P<0,05):
• Структурные аномалии в непрооперированном полушарии, подтвержденные МРТ.
• Изначально существовавший билатеральный моторный дефицит.
• Возобновление эпиприступов после операции.
Речевой дефицит после операции сильнее всего зависит от таких факторов:
• Структурные аномалии в непрооперированном полушарии (ОШ 13,98; 95% ДИ 2,77-90,37).
• Неопределенный речевой статус перед операцией (ОШ 11,16; 95% ДИ 1,55-230,57).
• Повторные эпиприступы после операции (ОШ 3,18; 95% ДИ 0,99-10,19).
Плохая способность к чтению после гемисферэктомии определялась такими факторами:
• Корковые аномалии в непрооперированном полушарии (ОШ 24,07; 95% ДИ 2,24-764,73).
• Повторные эпиприступы после операции (ОШ 5,00; 95% ДИ 1,55-18,59).
• Более ранний возраст наступления эпилепсии (ОШ не приведено).
Доктор Гупта и его коллеги идентифицировали несколько ограничений, которые могли повлиять на надежность результатов исследования: юный возраст пациентов, субъективность родителей и опекунов при оценке, чрезмерная простота опросника и возможное присутствие клинических факторов, которые не были выявлены при осмотре, но повлияли на исход.
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/529916.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua