Современная медицина: отражение потребительского общества

24 май, 12:28

Современное общество, пройдя длительный и не всегда позитивный путь перемен и осознаний, пришло к своему нынешнему состоянию, что наиболее хорошо видно на примере тех его составляющих, от которых зависит его выживание и развитие. Это в первую очередь здравоохранение и культура в широком своем понимании, включающем не только искусство, национальные традиции, но и образование. Но в рамках данной статьи будут затронуты вопросы состояния здравоохранения.

На современном этапе развития человечество достигло своего пика формирования потребительского общества. Потребление ставится во главу угла практически во всех сферах. Это не обошло и медицину.  Если проследить длительный период развития медицины как таковой, то обратим внимание, что исторически ее формирование происходило из потребности человека выживать.

И те врачи древности, которые стояли у истоков лечебного дела пользовались огромным почетом и уважением в обществе, значительным  влиянием на людей, так как позволяли избавляться от своих болезней, а подчас и сохранять жизнь пациенту. Это были люди с глубоким пониманием дела и осознанием той ответственности, которая на них ложится. Это были люди высоких моральных качеств. Достаточно вспомнить  великих врачей древности как Гиппократ и его принцип «Primum non nocere!», что означает «Прежде всего – не навреди!». Или принцип «Делай добро!», проповедуемый Парацельсом. В процессе своего развития общество оказало значительное влияние на развитие медицины и привело к тому, что принципы потребительского отношения к производству стали проникать и в сферу здравоохранения. Это видно ярко на примере того, как оказание медицинской помощи стало оказанием медицинской услуги.

Само понятие помощи ушло из понимания взаимодействия врач-пациент, а стало носить характер услуга-потребитель. То есть пациент, из человека, обратившегося к врачу за помощью, превратился в клиента, который диктует свои запросы. Врач уже перестает быть союзником в борьбе с недугом, а становится ремесленником, удовлетворяющим потребности пациента. При этом не учитывается тот факт, что сам обратившийся за медицинской помощью, зачастую не может адекватно и полноценно оценить важность и глубину имеющейся у него проблемы, и адекватно сформулировать свои запросы.

Существует и еще один не маловажный вопрос – финансирование здравоохранения, который напрямую связан с возникновением взаимоотношения услуга-потребитель. В большинстве стран мира в том или ином виде, и в России в частности, работа здравоохранения строится по принципу страховой медицины с государственным регулированием. Финансовые потоки строятся по принципу купля-продажа услуги. Поскольку страховая компания выступает в виде посредника между пациентом и медицинским работником, то она начинает диктовать условия оказания медицинской услуги.

Устанавливаются критерии, требования, стандарты, порядки оказания данной услуги. И потребности самого пациента сдвигаются на второй план, уступая место требованиям страховых компаний, которые диктуют объемы и стандарты оказания медицинской помощи. Зачастую такие требования носят значительные перекосы. Медицинская помощь не всегда становится всесторонней, направленной на комплексное оказание помощи человеку, а превращается в ограниченный набор услуг. При таком подходе теряется духовно-нравственная составляющая в отношениях врач-пациент, уступая место материальным рамкам, в которые ставят как врачей, так и пациентов держатели финансовых потоков.

Таким образом, происходит отдаление пациента от врача, «вбивается клин» между ними. Это порождает недоверие к врачу, в котором видится не союзник в борьбе с недугом, а продавец медицинской услуги, а врач в пациенте видит потенциального покупателя предоставляемых им услуг. Это порождает и еще одно печальное последствие такого разъединения – потребительский экстремизм. Пациент видит в лице врача продавца, а подчас и потенциального преступника, а врач видит в лице пациента - потенциального сутяжника. Таким образом, возникает парадоксальная ситуация, когда вместо того, что бы становиться союзниками в борьбе с болезнью, люди выстраивают между собой целую сеть преград, правил общения друг с другом. Еще не приступив к лечебному процессу, уже начинает выстраиваться линия защиты врача против пациента, а пациента против врача. И это поддерживается на высшем законодательном уровне, прикрываемое необходимостью формирования доверия между врачом и пациентом. Фактически тратятся значительные ресурсы не на формирование  доверия, а на установку прав и обязанностей обеих сторон с преобладанием прав пациента и обязанностей врача.

При этом забывается, что врач, как и пациент, являются равноправными членами общества и несут одинаковую ответственность перед собой, обществом и  человечеством в целом. Забывается, что сам пациент кроме прав на получение медицинской помощи, несет еще и ответственность за сохранение собственного здоровья. Поощряя принцип взаимодействия услуга-потребитель забывается основополагающий принцип медицины – профилактика. Профилактика становится экономически не выгодной в данной парадигме взаимоотношений. И это ярко выражается в росте количества хронических заболеваний среди населения, ежегодным ростом смертности и заболеваемости, что списывается на иные факторы.

Замалчивается, что купля-продажа медицинской услуги становится экономически рентабельна только тогда, когда имеется рост потребления этой услуги. Для понимания этого не нужно иметь экономического образования, а достаточно не предвзято взглянуть на данную проблематику. Да, медицина становится все более высокотехнологичной, более совершенной с точки зрения современной официальной науки, но ведет ли это к улучшению качества жизни людей.

Безусловно, в определенной степени ведет. Однако, акцент на развитие высокотехнологичной медицинской помощи, без акцента на профилактику заболеваний ведет к тому, что растет количество потребителей этой высокотехнологичной медицинской помощи-услуги. Экономически не выгодны принципы медицины, заложенные еще Н.А.Симашко, принципы профилактической медицины.

neboleem.net


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/526110.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua