Сложный букет

25 апр, 17:14

Обилие проблем, накопившихся в винной отрасли, ставит под сомнение удачность нынешнего сезона для производителей

Украинский винный рынок, который начал стагнировать еще в прошлом году, подошел к критическому рубежу. К традиционным болезням отрасли в нынешнем сезоне добавятся проблемы с сырьем и угроза экспансии на наш рынок молдавских и грузинских производителей. Поэтому отечественным виноделам остается лишь гадать о размере грядущих потерь.

Отрезвляющая действительность

На прошлой неделе несколько производителей вина («Логос», Одесский завод коньячных вин, Первый национальный винодельческий холдинг, Инкерманский завод марочных вин и пр.), а также отраслевые ассоциации СОВАТ и «Укрсадвинпром» презентовали программу «Украинское вино». Она предусматривает ряд мероприятий (от просветительской и рекламной деятельности до лоббирования интересов отрасли на законодательном уровне), которые должны способствовать развитию рынка. На реализацию своих идей предприятия готовы выделить до конца года порядка 2,5 млн грн. Понятно, что столь скромная сумма вряд ли позволит виноделам добиться больших успехов, однако сам факт консолидации довольно примечателен. Пожалуй, это едва ли не первый случай, когда компании решили действовать сообща. Ранее для отрасли были характерны ожесточенные конкурентные войны, громкие судебные разбирательства и весьма активное применение черного PR.

Попытка договориться свидетельствует о том, что отрасль действительно находится в предкризисном состоянии. О негативных тенденциях говорят и сами виноделы. «В прошлом году рынок продемонстрировал отрицательную динамику, сократившись на 4%. Главная причина стагнации в том, что потребление вина в стране практически не растет. Молодое поколение предпочитает пиво и слабоалкогольные напитки. Кроме того, водочное и пивное лобби в ВР оказалось намного сильнее, чем винное. К примеру, самые дешевые водка и вино в Украине находятся в одной ценовой категории (7–10 грн.), тогда как во всех цивилизованных странах крепкий алкоголь как минимум в три раза дороже самого доступного вина», — считает директор по маркетингу компании «Алеф Виналь» Анатолий Коган. Схожего мнения придерживается и брэнд-менеджер ТМ Oreanda Анна Баранова. «Если в 2004 году в стране было произведено 14,2 млн дал вин, то в 2005-м — всего 13,6 млн дал. И, скорее всего, в нынешнем сезоне ситуация вряд ли улучшится. В то же время потенциал для роста у рынка есть, ведь пока украинцы пьют намного меньше вина, чем те же европейцы. Чтобы преломить негативную тенденцию, производителям необходимо повысить качество продукции и формировать винную культуру», — отмечает она.

Призрачный шанс

Начальник отдела стратегического планирования и управления бизнес-процессами ЗАО «Одесский коньячный завод» Жанна Никитина называет и ряд положительных изменений. К таковым она относит, прежде всего, переориентирование потребителей в сторону более качественных и дорогих напитков. «Если ранее порядка 40% продаж приходилось на крепленые вина, но в этом году их доля сократилась до 16–18%. На 10% — до 34% выросло потребление полусладких вин», — добавляет Анатолий Коган. Готовность украинцев тратить на легкое спиртное больше отразилась и на емкости ценовых сегментов. Ниша дешевых вин (до 10 грн. за бутылку) за год сократилась на 3–4% — до 19–22%, тогда как средних (10–13 грн.) выросла до 40%.

Дополнительным баллом в свою пользу виноделы считают и новый Закон «О вине», принятый в нынешнем году. Хотя, по сути, документ не предусматривает революционных изменений на рынке, он, по крайней мере, дает отраслевые формулировки, что позволит ограничить деятельность недобросовестных производителей (к примеру, ранее, пользуясь отсутствием определения термина «сусло», некоторые компании импортировали под видом виноматериалов готовый напиток, экономя на пошлине).

На сухом пайке

Однако немногочисленные достижения виноделов уже в 2006 г. могут сойти на нет. Грядущий сезон будет одним из самых сложных за последние годы. Производителей ожидает несколько неприятностей: проблемы с сырьем и угроза экспансии молдавских и грузинских конкурентов. Пока на рынке нет единого мнения по поводу того, насколько катастрофической может оказаться ситуация с сырьем. Минагрополитики предоставляет данные о гибели почти 80% виноградной лозы из-за нынешней холодной зимы. В «Укрсадвинпроме» советуют не паниковать раньше времени, утверждая, что разница с прошлогодним урожаем не превысит 30%. Но и такой дыры в сырьевой базе может оказаться вполне достаточно для того, чтобы отрасль залихорадило. Ведь даже в сравнительно благоприятные годы производители постоянно жаловались на дефицит. «База отечественного виноделия продолжает стремительно сокращаться. Сегодня общая площадь угодий едва превышает 90 тыс. га, тогда как десять лет назад она равнялась 400 тыс. га. Как следствие, усиливается борьба между производителями за качественные виноматериалы, что способствует усилению позиций крупных компаний и ослабляет мелкие. Из-за более чем вероятных проблем с сырьем в этом сезоне уже сейчас наметилась тенденция роста цен на виноматериалы, что не преминет сказаться и на стоимости готового продукта», — говорит Жанна Никитина.

В то же время брэнд-менеджер ТМ Inkerman Василий Вовчук считает, что единственный ущерб от плохого урожая для отрасли будет состоять в повышении цен на сырье. «Предложение импортных виноматериалов в два раза превышает спрос на них. Естественно, сырье подорожает, но производители, которые ориентируются на качество, готовы платить больше за хорошие виноматериалы», — отмечает он. Анатолий Коган полагает, что ажиотаж вокруг сырьевой проблемы явно преувеличен — таким образом компании пытаются пролоббировать разрешение на беспошлинный ввоз импортных виноматериалов, что для них более выгодно. А вот маркетинг-директор компании «Премиумвин» (импортер молдавских ТМ) Наталия Бондарева не исключает, что плохой урожай может сказаться на качестве украинской продукции, что позволит импортным брэндам укрепить свои позиции в отечественной рознице.

Урожай соберут конкуренты

В том, что молдавские и грузинские виноделы не упустят шанса отвоевать дополнительную долю украинского рынка, сомневаться не приходится. После недавнего запрета экспорта их продукции в РФ многие включили наш рынок в список приоритетных. На прошлой неделе с программным заявлением выступил грузинский холдинг GWS (его продукцию — ТМ «Старый Тбилиси» и «Тамада» — в нашу страну импортирует «Перно Рикар»). Директор по маркетингу и продажам GWS Леван Коберидзе сообщил о намерениях компании компенсировать потери на российском рынке за счет более активного продвижения в украинской рознице.

Анатолий Коган не исключает, что конкурентам удастся нарастить свою долю с сегодняшних 10% до 12–15%. «Их экспансия неизбежно приведет к пределу рынка в среднем ценовом сегменте, где позиционируется большинство молдавских производителей, и вытеснению отечественных изготовителей из винных карт ресторанов», — считает и Василий Вов-чук. В конце прошлой недели стало известно, что производители не намерены пускать ситуацию с возможной экспансией конкурентов на самотек. Ассоциация «Виноградари и виноделы Украины» заявила о том, что уже работает над механизмом защиты внутреннего рынка. Она направила запрос в Госкомстат с просьбой предоставить информацию о динамике импорта грузинских и молдавских вин с момента запрета их ввоза в РФ. Полученные данные планируется подать в Минэкономики в качестве доказательства того, что над отраслью нависла серьезная угроза. Виноделы рассчитывают убедить чиновников ввести специальные пошлины и квоты на продукцию из Молдовы и Грузии.

Шанс занять место конкурентов на российском рынке отечественные компании расценивают лишь как временную возможность подзаработать. Учитывая торговую войну, которая разгорается между государствами, они побаиваются, что вскоре россияне признают некачественной и нашу продукцию.

Как следствие, в этом сезоне стоит ожидать укрепления позиций крупных отечественных компаний, обладающих полным циклом производства и имеющих известные брэнды. Мелкие заводы вынуждены будут довольствоваться региональными рынками. «Возможно, начнется освоение практически незаполненного суперпремиального сегмента и развитие производства вин для сетевой розницы под Private Label. Таким образом, предприятия попытаются уйти от жесткой конкуренции, наблюдающейся в наиболее массовой среднеценовой нише», — подытоживает маркетинг-директор Первого национального винодельческого холдинга Геннадий Кулжинский.

Людмила Ксенз

Инф. «Деловая столица»

 


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/52001.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua