Чего следует опасаться украинскому аграрному сектору?
18 фев, 14:52
Президент Украины Виктор Ющенко заявил о намерении Украины подать документы для вступления во Всемирную организацию торговли во время сессии секретариата ВТО в ноябре 2005 года.
В целом, Украина близка к вступлению в данную организацию. Как вступление в ВТО может отразиться на отечественном аграрном секторе? Следует сказать, что до сегодняшнего дня у большинства программ по вступлению Украины в ВТО, во-первых, отсутствует серьезный анализ социальных, экономических и политических последствий такого шага, а во-вторых, нет характеристики и анализа эффективности использования ресурсов для реформирования торговой политики с целью достижения критериев ВТО. Помимо четкого обоснования, не построена эффективная система информационного обеспечения процесса вступления Украины в ВТО, являющаяся ключевой составляющей механизма, который обеспечит принятие взвешенных решений на основе национальных интересов Украины. В результате отечественные производители в определенных случаях могут оказаться не готовыми к жесткой конкуренции, которая ждет их после вступления Украины в ВТО. Опыт Киргизии, Грузии и Молдовы свидетельствует о том, что вступление в ВТО автоматически не ведет к экономическому росту, а на начальных стадиях - даже наоборот - может создавать преграды для роста. Увеличение доли национальных производителей на рынке Украины в большей степени произошло по причине низкой покупательной способности населения, для которого импортные товары недоступные по цене. При условии увеличения доходов и удешевления импортной продукции ситуация может измениться не в пользу национальных товаропроизводителей. Причем вступление предусматривает не только снижение тарифов и упразднение нетарифного регулирования в торговле, но и значительное снижение или ликвидацию субсидий национальному сельскому хозяйству. В то же время во всем мире сельское хозяйство относится к наиболее уязвимым отраслям экономики. Подписание соглашений не страхует от риска нарушения обязательств среди стран-членов организации. Несмотря на соглашения ВТО, США, Евросоюз и Япония проводят политику протекционизма по отношению к собственному сельскому хозяйству. Страны-члены ВТО, которые наиболее яростно добиваются либерализации продовольственных рынков, имеют существенную поддержку своего сельского хозяйства со стороны государства. В том числе по причине того, что в странах с высоким уровнем демократии фермеры отстаивают свои интересы. Серьезным испытанием для отдельных украинских аграрных производителей может стать определенная либерализация внутреннего рынка сельскохозяйственного сырья. Возросший экспорт продовольственных товаров повысит цены на внутреннем рынке. В целом, отечественно сельское хозяйство достаточно конкурентоспособно на мировом рынке и до этого имело один из самых низких уровней государственной поддержки (в процентах от ВВП) по сравнению с развитыми странами. В то же время, правила ВТО не предусматривают полной отмены государственных субсидий аграриям, а только требуют сокращения их предельного уровня. Существуют разрешенные субсидии - на такие цели как финансирование исследовательских, учебных, консультативных и маркетинговых программ, создание государственных резервов для обеспечения продовольственной безопасности, страхования и гарантирования безопасности доходов, выплаты на возмещение убытков от стихийных бедствий, помощь на структурную перестройку, выплаты на программы по охране окружающей среды и региональные программы помощи. Поэтому для отечественного аграрного рынка следует опасаться не вступления в ВТО, а неподготовленности к новым правилам ведения хозяйственной деятельности со стороны отечественных государственных органов и самих аграриев. Информирует Портал Украинской Зерновой Ассоциации.
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/5110.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua