Лечение рака витамином С: обман или реальная надежда

16 авг, 18:08

Сегодня существует немного терапевтических опций, которые дарят онкобольным надежду на долгую здоровую жизнь.

Может ли витамин С заполнить пустующую нишу и стать реальным лекарством от рака?

Соединенные Штаты инвестируют миллиарды долларов в исследование и лечение рака. Благодаря этим непрерывным усилиям смертность от онкозаболеваний в Америке ежегодно понемногу падает.

В то же время рак остается убийцей №2 на планете, уступая только сердечно-сосудистым заболеваниям.

Больные, их родственники, друзья и врачи постоянно прислушиваются к новостям в области лечения рака, ожидая услышать обнадеживающие вести. Но, несмотря на великие медицинские достижения прошлого века, человечество пока не нашло радикальных способов победить рак.

Лечение рака витамином С (аскорбиновой кислотой) как альтернативный метод было предложено еще в 1970-х годах, и с той поры проведено немало исследований на эту тему.

Сегодня мы попробуем обобщить научные данные и ответить на ключевой вопрос:

Что такое лечение рака витамином С? Обман или надежда?

Свойства аскорбиновой кислоты
Люди не могут вырабатывать витамин С из-за отсутствия необходимых энзимов, поэтому нам приходится ежедневно получать это ценное вещество с продуктами питания. Преимущественно растительными.

Аскорбиновая кислота выполняет несколько важных функций, включая биосинтез коллагена – ключевого компонента соединительной ткани. Она помогает вырабатывать нейротрансмиттеры (дофамин и норадреналин), защищает нервные клетки белого вещества мозга.

Ученые придают особое значение выраженным антиоксидантным свойствам витамина С, который теоретически способен защищать клетки и ДНК от свободнорадикального повреждения. Поскольку аскорбиновая кислота участвует во многих важных биологических процессах, внимание исследователей рака к этому витамину не удивляет.

Были сформулированы три предположительных механизма действия витамина С при раке:

1. Превращение антиоксиданта в прооксидант
Доктор Марк Левин из отдела молекулярной и клинической диетологии Национального института здоровья США доказал, что в присутствии металлов витамин С инициирует образование пероксидов – мощных окислителей, чрезвычайно токсичных для любой клетки.

Пероксиды особенно опасны для раковых клеток. К сожалению, нацелить аскорбиновую кислоту на опухолевые клетки сложнее, чем съедать килограмм апельсинов ежедневно. Кроме того, человеческий организм эффективно регулирует содержание витамина С, удаляя его избыток с мочой.

Команда доктора Левина продемонстрировала, что введение высоких доз аскорбиновой кислоты в виде инъекций позволяет обойти наши механизмы контроля и насытить ткани этим витамином.

Но что дальше?

Другой исследователь, доктор Льюис Кантли из Weill Cornell Medicine в Нью-Йорке, выяснил: аскорбиновая кислота вызывает окислительные повреждения клеток колоректального рака.

Лечения высокими дозами витамина С было достаточно, чтобы запустить апоптоз и существенно уменьшить популяцию раковых клеток. В дополнение к этому прооксидантному эффекту доктор Кантли сумел обнаружить, что кислота ингибирует гликолиз – основной путь получения клеточной энергии.

2. Витамин С заставляет раковые клетки голодать
Использование собственных метаболических путей раковых клеток является ключом к выводам Майкла Лисанти, сотрудника Центра биомедицинских исследований при Университете Солфорд (США).

На клеточной культуре исследователи продемонстрировали, что стволовые опухолевые клетки (CSC) в значительной зависят от работы своих митохондрий («клеточных электростанций»).

Метаболизм митохондрий и гликолиз неразрывно связаны.

При выделении энергии из глюкозы путем гликолиза образуется конечный продукт – пируват. Он захватывается митохондриями и запускает другой каскад реакций для выделения энергии.

Как выяснилось в ходе экспериментов, аскорбиновая кислота ингибирует ключевой фермент, необходимый для гликолиза. Нет гликолиза – нет пирувата. В результате «клеточные электростанции» перестают генерировать необходимую раковым клеткам энергию, те голодают и постепенно гибнут.

В дальнейших опытах американские ученые пытались истреблять раковые стволовые клетки комбинацией антибиотиков и витамина С. Дело в том, что доксициклин и некоторые другие антибактериальные препараты оказывают негативное влияние на митохондрии. Убийственный коктейль.

Воздействие доксициклина на «выбивало» митохондрии из строя, и раковым клеткам для выживания оставалось пользоваться только гликолизом. Введение больших доз витамина С лишало их и последней альтернативы благодаря ингибированию гликолиза. Последний вариант – смерть.

Но энергетический обмен оказался не единственной мишенью аскорбиновой кислоты.

Оказалось, витамин может воздействовать на ДНК и нарушать развитие стволовых клеток.

3. Переключение генетического контроля
Метилирование ДНК отключает отдельные гены. Небольшие химические группы, называемые метильными группами, добавляются к участкам ДНК, что делает их недоступными для энзимов, ответственных за инициирование экспрессии генов. Этот процесс необходим для нормального функционирования клетки, потому что ей нет нужды использовать тысячи бесполезных генов, закодированных в ДНК.

Когда стволовая клетка становится более дифференцированной, определенные гены должны быть деметилированы. Иными словами, метильная «метка» удаляется и ген активируется.

Но у многих пациентов с лейкемией, у которых выявляется мутация в гене TET2, этот механизм генетического контроля функционирует неправильно.

TET2 деметилирует ДНК и обеспечивает доступ к определенным генам. Мутация TET2 стволовых клеток крови означает, что они не развиваются в нормальные зрелые кровяные тельца. Вместо этого стволовые клетки продолжают делиться, развивается характерная картина лейкемии.

Доктор Луиза Чиммино из Медицинской школы Нью-Йоркского университета детально изучила этот механизм на генетически модифицированных мышах. Отключение TET2 в стволовых клетках животных приводило к аномальному делению и развитию лейкемии. Когда ученые вводили мышам высокие дозы витамина С, деметилирование ДНК снова включалось, а «поведение» клеток быстро возвращалось к норме. Они созревали и выполняли свои функции.

Продолжив изучать мутации ТЕТ, они обнаружили аналогичные нарушения при других онкологических заболеваниях, включая меланому, глиобластому, рак желудка, кишечника, легких, молочной железы.

В свете этих открытий лечение рака витамином С уже не выглядит фантастикой и очередным маркетинговым трюком от недобросовестных производителей биодобавок.

Обман или надежда?
По данным Национальных институтов здравоохранения, клинические исследования по применению витамина С для лечения рака в комбинации с другими препаратами дают «неоднозначные результаты».

В некоторых случаях отмечается улучшение качества жизни пациентов и объективные признаки отступления болезни. Другие исследования неожиданно выявили антагонизм между противоопухолевыми препаратами и аскорбиновой кислотой, что приводило к провалу терапии. Третьи просто не обнаруживают достоверных преимуществ этой необычной комбинации.

В 2010 году сотрудники доктора Левина опросили американских специалистов по комплементарной и альтернативной медицине. Они выяснили, что те широко применяют инъекции аскорбиновой кислоты при онкологических заболеваниях, несмотря на отсутствие соответствующего разрешения FDA.

NCI сообщает нам о пяти проводимых в настоящее время клинических испытаниях по изучению эффективности витамина С в сочетании с другими противораковыми препаратами.

К сожалению, поставленный нами вопрос пока остается без четкого ответа.

На данный момент имеются только теоретические предположения и ограниченные экспериментальные данные в пользу витамина С. Но адекватные клинические доказательства отсутствуют.

Ясно одно: медицина не остановится, пока не найдет ответ.

medbe.ru


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/509991.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua