Лечение мелкоклеточного рака легкого: новые методы и экспериментальные препараты

02 июн, 18:08

Современные методы лечения мелкоклеточного рака, особенно иммунотерапия и таргетная терапия, открывают новые возможности для врачей и их пациентов.

В настоящее время химиотерапия остается стандартным методом лечения мелкоклеточного рака легких (МРЛ) первого и второго ряда.

Иммунотерапия добилась успехов в лечении МРЛ, а ниволумаб, пембролизумаб, атезолизумаб и дурвалумаб привели к значительным улучшениям клинических исходов заболевания.

Что касается других вариантов терапии, экспериментальный цитотоксический препарат лурбинектедин (lubrinectedin) уже получил приоритетный статус орфанного препарата на основании значительного показателя объективного ответа 39,3%.

Кроме того, в недавнем исследования фазы II анлотиниба ALTER 1202 достигнуто значительное увеличение выживаемости без прогрессирования (ВБП).

Перспективными выглядят новые способы интеграции иммунотерапии и низкомолекулярных препаратов группы ингибиторов тирозинкиназы.

Краткий обзор методов лечения мелкоклеточного рака легкого
Мелкоклеточный рак легкого (МРЛ) составляет приблизительно 15% всех случаев рака легкого и является основной причиной смерти от рака у мужчин и второй по значимости причиной смерти от рака у женщин во всем мире.

Прогноз для пациентов с МРЛ остается мрачным, при 5-летней выживаемости менее 5% и средней общей продолжительностью жизни всего 2-4 месяца для пациентов, не получающих какого-либо активного лечения.

Основным фактором риска развития МРЛ остается курение табака, что также связано с высокой мутационной нагрузкой при этом заболевании.

Раннее выявление мелкоклеточного рака легкого является сложной задачей из-за отсутствия специфических симптомов и быстрого роста опухоли, что делает современные подходы к скринингу неэффективными при диагностике пациентов на ранних стадиях заболевания.

В соответствии с критериями Veteran Affairs (США), мелкоклеточный рак легкого обычно подразделяется на локализованный и обширный.

Обширная (поздняя) стадия заболевания присутствует примерно у 65% больных еще на момент постановки диагноза.

Терапевтические возможности при МРЛ ограничены.

Хирургия в виде лобэктомии является потенциальным вариантом для заболевания на стадии TNM I (T1-2N0M0) без вовлечения средостения или надключичной зоны.

Стандартная химиотерапия первой линии представляет собой комбинацию этопозида или же иринотекана с препаратами платины. На локализованной стадии применяется одновременная или последующая лучевая терапия области грудной клетки и средостения.

Если был достигнут полный ответ на терапию, показано профилактическое облучение головного мозга (ПОМ), чтобы предотвратить развитие метастазов в мозг.

На стадии обширного заболевания химиотерапия является главным методом терапии МРЛ первой линии. Однако роль облучения грудной клетки и ПОМ в настоящее время является спорной и неоднозначной для западных специалистов.

Медиана общей выживаемости (МВ) для пациентов с обширным мелкоклеточным раком легкого, получавших стандартную химиотерапию первой линии, составляет 10 месяцев.

МРЛ обычно чувствителен к первоначальному лечению, однако у большинства пациентов развивается рецидив заболевания, часто с дополнительными участками метастазирования.

К сожалению, очень немногие препараты признаны эффективными для терапии второй линии. Топотекан является стандартным препаратом второго ряда, но он не используется для пациентов отчасти из-за скромной эффективности и высокой гематологической токсичности.

Общая выживаемость (ОВ) пациентов, получавших топотекан, составляет всего 26 недель против 14 недель для пациентов, получавших оптимальную поддерживающую терапию.

В результате продолжающегося поиска новых схем терапии были предложены схемы с различными цитотоксическими препаратами, включая паклитаксел, доцетаксел, гемцитабин и винорелбин. Все они продемонстрировали скромные клинические результаты.

В последние годы таргетная терапия и иммунотерапия также активно испытывались, что вызывало множество разочарований и некоторые обнадеживающие результаты.

Здесь мы рассмотрим результаты клинических испытаний новых методов лечения мелкоклеточного рака легких с акцентом на многообещающие препараты.

Химиотерапия мелкоклеточного рака легкого
В сегодняшнем обзоре вы встретите уже знакомые наименования и экспериментальные препараты, которые пока не встречаются в клинической практике.

Метрономная химиотерапия
Метрономные схемы химиотерапии в последние годы приковывают повышенное внимание.

Метрономную схему химиотерапии цисплатином, этопозидом и иринотеканом сравнивали с одноэтапным топотеканом в чувствительной рецидивирующем МРЛ (JCOG0605) у японских пациентов. В это исследование были включены 180 пациентов, рандомизированных 1:1 между контрольной или метрономной схемой.

Общая выживаемость пациентов, получавших трехкомпонентную метрономную химиотерапию, была значительно выше, чем у пациентов, получавших только топотекан (18,2 против 12,5 месяцев; ОШ 0,67, р=0,0079). Этот очень положительный результат представляет собой важный прорыв в терапии второй линии.

Однако токсичность метрономной схемы с тремя препаратами нельзя игнорировать.

Вопрос о том, может ли метрономная химиотерапия быть вариантом терапии второй линии в будущем еще предстоит изучить и проверить на дополнительных группах пациентов.

Лурбинектедин
Лурбинектин является ингибитором РНК-полимеразы II, которая обычно демонстрирует повышенную активности при МРЛ и отвечает за чрезмерную транскрипцию клеток рака.

Ожидается, что экспериментальный препарат лурбинектедин уменьшит пролиферацию опухолевых клеток, прежде всего, за счет ингибирования митоза.

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) дало лурбинектедину (PM1183) статус орфанного препарата для лечения МРЛ. Данное решение было основано на многоцентровом исследовании фазы II (NCT02454972), оценивавшего эффективность у 68 пациентов с рецидивирующим МРЛ.

Из 61 пациента, которые вошли в итоговый аналог, частота ответа составила 39,3%, причем у семи пациентов заболевание оставалось стабильным в течение более 4 месяцев после терапии, а медиана общей выживаемости составляла около 11,8 месяца.

Наиболее частым побочным эффектом была миелосупрессия: 44% нейтропения степени (G) 3/4, 12% фебрильная нейтропения и 8% тромбоцитопения степени 3/4. Из-за этих побочных эффектов 8 пациентов нуждались в прерывании курса, а у 10 пациентов дозу пришлось уменьшить из-за нейпропении степени G 4.

Авторы продолжающегося исследования фазы III по лурбинектину + доксорубицин против топотекана завершили сбор данных и должны опубликовать дополнительные доказательства в поддержку эффективности этого агента при МРЛ.

Иммунотерапия мелкоклеточного рака легкого
Современный арсенал иммунотерапии МРЛ включает давно известные препараты ипилимумаб, атезолизумаб, пембролизумаб, ниволумаб, а также дурвалумаб.

Ипилимумаб
Антиген-4 цитотоксических Т-лимфоцитов (CTLA-4) является негативным регулятором фазы прайминга активации Т-клеток и подтвержденной мишенью для противоопухолевой терапии.

 

Ипилимумаб — человеческое моноклональное антитело против CTLA-4, которое блокирует CTLA-4 и его лиганды (CD80/CD86), способствуя активации и пролиферации Т-клеток.

В ранних клинических исследованиях ипилимумаб продемонстрировал длительное ингибирование многочисленных типов опухолей.

На основании данных предыдущих исследований в нового исследования II фазы оценена безопасность и эффективность ипилимумаба в сочетании с карбоплатином и этопозидом в качестве химиотерапии первой линии при обширном мелкоклеточном раке легкого.

В последнем проекте приняли участие 42 пациента, и 72,4% из них достигли объективного ответа, в то время как 84,8% достигли объективного ответа, связанного с иммунитетом.

Медиана выживаемости без прогрессирования заболевания (ВБП) составляла 6,9 месяца (95% ДИ 5,5–7,9), а медиана связанной с иммунитетом ВБП 7,3 месяца (95% ДИ 5,5–8,8).

Медиана общей выживаемости составила 17 месяцев (95% ДИ 7,9–24,3). Как минимум одно токсическое явление 3 степени и выше развилось у 35 из 39 пациентов (89,7%), причем у 27 пациентов (69,2%) это было связано с ипилимумабом.

Кроме того, пять случаев смерти были связаны с применением ипилимумаба.

Токсичность 3 степени и выше была связана, главным образом, с неврологическими побочными реакциями (10,3%), диареей (48,7%), снижением количества нейтрофилов (23,1%), анемией (15,4%), инфекцией (28,2%) и сепсисом (10,3%).

Другое исследование II фазы было проведено для изучения эффективности ипилимумаба в комбинации с паклитакселом и карбоплатином. В нем приняли участие 130 пациентов, и 128 пациентов прошли лечение до конечной точки проекта.

Пациенты были рандомизированы в соотношении 1: 1: 1 на следующие группы:

• паклитаксел + карбоплатин + плацебо (контроль)
• плацебо + паклитаксел + карбоплатин (после ипилимумаба)
• ипилимумаб + паклитаксел + карбоплатин с последующим приемом плацебо + паклитаксела + карбоплатина (одновременный прием ипилимумаба).

Лучший коэффициент ответа при контрольном, одновременном и поэтапном лечении ипилимумабом составил 49%, 32% и 57% соответственно, в то время как связанный с иммунитетом коэффициент ответа был 53%, 49% и 71% соответственно.

Показатель ВБП контрольного, одновременного и поэтапного ипилимумаба составляла 5,2, 3,9 и 5,2 месяца соответственно, а связанный с иммунитетом ВБП составлял 5,3, 5,7 или 6,4 месяца (ОШ=0,75 и 0,64; р=0,11 и 0,03) соответственно.

Медиана общей выживаемости для этих трех групп составляла 9,9, 9,1 и 12,9 месяцев (ОШ=0,95 и 0,75; р=0,41 и 0,13) соответственно.

Связанные с лечением токсические явления степени 3/4 чаще наблюдались в группах, получавших ипилимумаб (43% и 50%), чем в контрольной группе (30%).

Токсические явления 3 степени и выше в основном были представлены повышением АЛТ (18%) и АСТ (13%) против слабости (12%), артралгии (10%), диареи (10%), нейтропении (10%) и анемии (10%) во второй группе.

Результаты этих клинических исследований фазы II показали, что комбинация ипилимумаба с цитотоксическлй химиотерапией может улучшить результаты лечения обширного МРЛ.

Было проведено подтверждающее клиническое исследование III фазы ипилимумаба, этопозида и препаратов платины по сравнению с плацебо, этопозидом и платиной.

В проекте было зарегистрировано 1132 пациента, 954 получили полный курс препаратов.

Наилучший коэффициент ответа был идентичен в обеих группах — 62%. Медианная выживаемость без прогрессирования болезни составила 4,6 месяца в группе, получавшей ипилимумаб, по сравнению с 4,4 месяцами в группе плацебо (ОШ 0,85; р=0,016).

Тем не менее, не было значительной разницы в медианной ОВ между двумя группами: 11,0 против 10,9 месяцев (ОШ 0,94; р=0,38) для групп ипилимумаба и плацебо соответственно.

Частота и степень выраженности побочных эффектов, связанных с лечением, были одинаковыми в обеих группах, за исключением диареи, сыпи и колита, которые чаще встречались при комбинации химиотерапия + ипилимумаб.

Пять связанных с лечением смертей произошли в группе пациентов на химиотерапии + ипилимумаб, еще два случая отмечены в группе на химиотерапии + плацебо.

Токсические явления 3 степени или выше были представлены преимущественно нейтропенией (24%) и анемией (11%) против нейтропении (14%) во второй группе.

Атезолизумаб
Атезолизумаб представляет собой гуманизированное моноклональное антитело, которое нацелено на запрограммированный лиганд смерти (PD-L1), ингибирующий лиганд, который подавляет активацию и пролиферацию Т-лимфоцитов путем связывания с рецептором PD-1.

В клиническом исследования фазы I установлено, что монотерапия атезолизумабом дает приемлемые побочные эффекты с многообещающей длительностью ответа у пациентов с рецидивом мелкоклеточного рака легкого.

Исследование III фазы Impower133, в котором оценивали комбинацию атезолизумаба с этопозидом и карбоплатином в сравнении с плацебо и комбинацией препаратов платины у пациентов с обширным заболеванием, не получавших ранее лечение.

Пациенты без прогрессирования заболевания в конце четырех циклов комбинированной терапии продолжали получать поддерживающий атезолизумаб или плацебо. Всего было зарегистрировано 403 участника, которые были рандомизированы либо в группу атезолизумаба, либо в группу плацебо в соотношении 1: 1.

Частота объективного ответа составил 60,2% с атезолизумабом и 64,4% для группы плацебо плюс препарат платины. Медиана продолжительности жизни без прогрессирования болезни составила 5,2 и 4,3 месяца соответственно (отношение шансов 0,77; 95% доверительного интервала 0,62–0,96; р=0,02) в пользу атезолизумаба.

Медиана общей выживаемости также оказалась выше в группе атезолизумаба: 12,3 месяца против 10,3 месяца (ОШ 0,70; 95% ДИ от 0,54 до 0,91; р=0,007). Это исследование показало значительное улучшение эффективности для пациентов с обширным заболеванием, получавших атезолизумаб + стандартную схему карбоплатина и этопозида.

Наиболее частыми токсическими эффектами степени 3 или 4, связанными с экспериментальной схемой лечения, были нейтропения (22,7%) и анемия (14,1%).

Было зарегистрировано три смертельных случая (1,5%), связанных с лечением, в группе атезолизумаба (смерть была вызвана нейтропенией у одного пациента, пневмонией у второго пациента и неуточненной причиной у третьего). В группе плацебо также зарегистрировано три смерти (1,5%): один случай в результате септического шока, второй — острая сердечно-легочная недостаточность, и третий — пневмония.

medbe.ru


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/505469.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua