Клиника боли синдрома болевой дисфункции височно-нижнечелюстного сустава

03 май, 10:28

Синдром болевой дисфункции (СБД) височно-нижнечелюстного сустава включает ряд симптомов, которые появляются при нарушении функции жевательных мышц и височно-нижнечелюстного сустава.

Считают, что у женщин СБД отмечается чаще, чем у мужчин.

Так, по нашим данным и наблюдениям L. Schwartz, J. Sheppard, S. Sheppard (1977), в лечебных учреждениях по поводу СБД лечатся 83—84 % женщин и 16—17% мужчин, т. е. женщины обращаются за помощью в 5 раз чаще, чем мужчины.

Приведенные статистические данные включают только тех пациентов, которые посещают лечебные учреждения. J. P. Smith (1976) провел аналогичные исследования на всех жителях района и установил, что заболевания височно-нижнечелюстного сустава у мужчин встречаются так же часто, как и у женщин. Из этого следует, что женщины при СБД височно-нижнечелюстного сустава обращаются за медицинской помощью значительно чаще, чем мужчины.

Необходимо учитывать, что на психоэмоциональное состояние женщин оказывают неблагоприятное влияние предменструальный синдром и климактерический период. Очевидно, сложившееся мнение о более частом поражении височно-нижнечелюстного сустава у женщин обусловлено более тяжелыми проявлениями этого заболевания у женщин.

По нашим наблюдениям, при БСД пациенты обращаются за медицинской помощью в различные сроки от начала заболевания. Этот период может колебаться от 1—2 дней до 5 лет. Наибольшее число больных обращается за медицинской помощью в сроки до 6 мес от начала заболевания. В день посещения врача 71—87 % пациентов предъявляют жалобы на боль в одной половине головы.

От 20 до 71,2 % пациентов отмечают ограниченную подвижность нижней челюсти, которая обычно сочетается с усилением боли при попытке широко открыть рот. У 29—66 % пациентов наблюдается щелканье в одном, иногда в двух суставах [Егоров П. М., Карапетян И. С, 1975; Sheppard J., Sheppard S., Green С. S., Lermann M. D., Sutcher H. D., Laskin M. D., 1969, и др.]. Привычный вывих возникает у 1,3 % больных, отклонение нижней челюсти в сторону при ее опускании книзу возникало у 39,3 %, а S-образные движения нижней челюсти при открывании рта обнаруживают у 10,3 % больных [Sheppard J., Sheppard S., 1977]. У 51,7 % больных заболевание начинается внезапно, а у 48,3 % оно развивается постепенно.

Боль чаще, чем другие симптомы, вынуждает пациента обратиться за помощью к врачу. У одних людей внезапно появляется резкая боль, ограниченное открывание рта, т. е. заболевание начинается с резкого спазма жевательных мышц. У других пациентов появлению боли предшествуют длительное щелканье в суставе, ограниченная или чрезмерная подвижность нижней челюсти и другие признаки, характерные для дисфункции височно-нижнечелюстного сустава. Щелканье, смещение нижней челюсти в сторону и другие симптомы дисфункции чаще наблюдаются у женщин в возрасте 30—50 лет и у мужчин в возрасте 20—30 лет (L. Schwartz).

Таким образом, в клинической картине болевого синдрома дисфункции височно-нижнечелюстного сустава можно выделить период дисфункции и период болезненного спазма жевательных мышц, который часто сопровождается ограничением подвижности нижней челюсти.

У некоторых пациентов в раннем периоде развития БСД отмечается транзиторная форма, во время которой наступает периодическое обострение и спонтанное прекращение болей и явлений дисфункции. Часто периоды обострения появляются во время эмоционального кризиса [Greene С. S., Lermann М. D., Sutcher Н. D., Laskin М. D., 1969].

Начало процесса с того или иного периода зависит, очевидно, от характера и силы раздражителя, действующего на жевательные мышцы, от реактивности и особенно от психоэмоционального состояния больного. В состоянии эмоционального напряжения у многих людей отмечается самопроизвольный, иногда длительный спазм жевательных мышц, вызывающий боль.

Часто боль возникает внезапно после сна или во время пережевывания твердой пищи, широкого открывания рта при приеме у врача-стоматолога или во время зевания. Нередко боль возникает после быстрых обширных, а иногда и незначительных изменений в окклюзии зубов. Если боль возникает после пробуждения, то обычно она бывает обусловлена бруксизмом—непроизвольным сокращением жевательных мышц во сне.

Появление боли в течение дня связано с конституцией и темпераментом человека, с предрасположением его к рефлекторному спазму жевательных мышц при их перегрузке или от различных внешних факторов. Известно, что тонус мышц имеет рефлекторную регуляцию. Если на мышцу действует чрезмерный раздражитель, то рано или поздно наступает ее спазм.

Спазм часто вызывает боль в мышце и изменение характера движений в суставе. Болезненный участок спазмированной мышцы называют иногда «курковой», или «триггерной», зоной. Из курковой зоны боль часто иррадиирует в соседние области лица и шеи и на область височно-нижнечелюстного сустава. Боль может возникать и в самом суставе. При дисфункции височно-нижнечелюстного сустава сместившийся диск или головка нижней челюсти оказывают давление на нервные окончания позади дисковой клетчатки или капсулы, вызывая боль в области сустава.

В других отделах сустава боль не возникает, так как испытывающие нагрузку хрящевые части суставной поверхности и диска лишены нервных окончаний.

Таким образом, у некоторых пациентов с жалобами на боль в области жевательных мышц и височно-нижнечелюстного сустава устанавливается четкая связь между причиной и следствием. Например, широкое открывание рта при зевании и откусывании большого куска пищи, во время приема у врача-стоматолога, т. е. широкое кратковременное или длительное открывание рта, вызывает боль и спазм жевательных мышц.

Другим, менее очевидным, фактором является подсознательная активность жевательных мышц — бруксизм, который пациент часто не замечает. Постоянная ноющая боль может локализоваться впереди наружного слухового прохода, за бугром верхней челюсти, в перед-ненижней половине латеральной крыловидной мышцы, соответственно передненижнему отделу височной или передневерхнему отделу жевательной мышцы. Иногда боль возникает у заднего брюшка двубрюшной мышцы и у нижнего полюса медиальной крыловидной мышцы.

В редких случаях она появляется в других отделах перечисленных мышц. Рефлекторная боль нередко возникает в верхней половине грудино-ключично-сосцевидной и в передненижнем отделе трапециевидной мышц. При спазме височной мышцы боль иррадиирует в ухо и висок. Боль в щеке часто бывает связана со спазмом жевательной мышцы. Боль, возникающая в крыловидных мышцах, иррадиирует 6 глотку. Иррадиация боли в язык отмечается при спазме двубрюшной и подбородочно-подъязычной мышц [Sicher Н., 1955].

Нередко боль появляется с одной стороны в области двух, трех или всех жевательных мышц. Одновременно возникает иррадиация боли в области лба, глазницы, шеи, плеча, предплечья и даже кисти на пораженной стороне. Иррадиация болей на другую половину головы и шеи встречается очень редко. Наблюдаемая у ряда больных постоянная мучительная, тупая боль усиливается при движениях нижней челюсти, во время приема твердой пищи, при попытках широко открыть рот или сместить нижнюю челюсть в сторону.

Боль лишает человека возможности принимать обычную пищу, иногда приводит к нарушению сна и ухудшению общего состояния больного. Устранение боли, существующей длительный период времени, является, пожалуй, самой важной, а иногда и очень сложной проблемой, возникающей перед врачом. Длительное существование болезненного спазма жевательных мышц обусловлено порочным кругом, при котором спазм жевательных мышц усиливает боль, а боль в свою очередь увеличивает спазм жевательных мышц.

W. К. Livingston (1943) образно сравнивает гармоничную деятельность жевательных мышц с игрой на патефоне. Если игла на патефонной пластинке выходит из своей борозды, то чем больше она стоит в ложном углублении, тем глубже становится ложный путь, который она сама создает, и тем труднее становится вернуть и удержать ее в правильном положении. В этих случаях необходимо как можно раньше разорвать возникший «порочный круг». Быстрее всего нам удавалось снять боль и спазм жевательных мышц при помощи блокады двигательных ветвей тройничного нерва слабым раствором анестетика без сосудосуживающих средств (по способу, предложенному П. М. Егоровым).

При рекомендуемом способе блокады не выключается чувствительная иннервация височно-нижнечелюстного сустава, осуществляемая в основном ушно-височным нервом. Это указывает на тот факт, что боль в области височно-нижнечелюстного комплекса возникает в результате спазма только жевательных мышц или нарушения функции нейромышечного механизма, контролирующего и осуществляющего движения нижней челюсти.


Постоянная боль, не прекращающаяся под действием поводимого лечения, нередко бывает связана с органическими изменениями в суставе или в мышцах, которые наступают при длительном существовании спазма мышц. У многих наших больных болезненный спазм жевательных мышц развился при нормальном прикусе и прекратился под действием проводимого лечения без ортопедических вмешательств, а иногда и спонтанно.

Это говорит о том, что для объяснения механизма появления боли нет необходимости во всех случаях ссылаться на изменения соотношения зубных рядов, хотя у некоторых больных быстрое изменение высоты прикуса или смещение челюстей в горизонтальной плоскости иногда приводит к появлению болей в жевательных мышцах. Однако часто боль совершенно отсутствует даже при резком понижении прикуса, например, при полной потере зубов, или большой деформации головок нижней челюсти, челюстей, зубных рядов, или при дефектах значительных участков челюстей, мышц, возникающих после различных патологических процессов, после травмы или хирургических вмешательств.

Следовательно, для появления болей необходим не один, а комплекс неблагоприятных факторов и предрасположенность человека к развитию болезненного спазма жевательных мышц. Чаще всего это наблюдается у лиц психически неуравновешенных, с явлениями психастении.

Важные сведения для определения диагноза синдрома болевой дисфункции височно-нижнечелюстного сустава получают при тщательной пальпации жевательных мышц, мышц шеи, дна полости рта и височно-нижнечелюстного сустава. Пальпация позволяет определить расположение болезненных участков в области сустава или мышц и подтвердить или отклонить воспалительные, дегенеративные и другие заболевания височно-нижнечелюстного сустава.

Синдром болевой дисфункции височно-нижнечелюстного сустава у 81 % пациентов сопровождается пальпаторной болью жевательных и шейных мышц. У 84 % пациентов определяют боль в латеральной крыловидной мышце.
—Пораженный участок латеральной крыловидной мышцы обычно располагается у переднего края в области прикрепления ее к наружной пластинке крыловидного отростка основной кости.

Иногда отмечается боль у заднего края латеральной крыловидной мышцы в области прикрепления ее к крыловидной ямке мыщелкового отростка. В жевательной мышце часто определяют боль при пальпации верхней половины переднего края жевательной мышцы, непосредственно у места прикрепления ее к скуловой кости. Иногда участок болезненного спазма жевательной мышцы располагается в средней трети, у заднего края глубокой порции или в области нижней половины жевательных мышц.

Болезненный участок нередко находят в передненижнем отделе височной мышцы над скуловой костью или вдоль прикрепления височной мышцы к внутренней поверхности венечного отростка и ветви нижней челюсти. Нередко спазм возникает в области нижнего полюса медиальной крыловидной мышцы.

В ряде случаев одновременный спазм отмечается в двух, в трех или во всех жевательных мышцах с одной стороны. Иногда появляется спазм и боль в одной, чаще в латеральной крыловидной или в собственно жевательной мышце. У таких пациентов удается прощупать ограниченный напряженный болезненный участок жевательной мышцы.

Интенсивность боли
Следует отметить, что интенсивность боли не зависит от количества пораженных мышц. Иногда спазмированный участок, расположенный, например, в одной жевательной мышце, вызывает резкую боль, иррадиирующую в висок, в ухо, в шею. В то же время возможно появление спазма в трех или четырех жевательных мышцах, без резких самопроизвольных болей. В ряде случаем боль отсутствует при приеме пищи и умеренном открывании рта до 2—3 см между резцами. У таких пациентов удается определить болезненный участок только при помощи пальпации мышц.

Кроме жевательных мышц, часто появляется рефлекторный болезненный спазм в области переднего края верхней трети грудино-ключично-сосцевидной мышцы, в заднем отделе двубрюшной мышцы у места ее прикрепления к сосцевидному отростку и в передненижнем отделе трапециевидной мышцы.

В редких случаях наблюдается пальпаторная боль в области мышц дна полости рта (у трех больных с длительным периодом существования боли — 2—3—5 лет мы отмечали временную — 5—8 дней резкую гиперестезию кожи над жевательной и височной мышцами). Даже легкое прикосновение к этим участкам кожи вызывало резкую приступообразную боль в мышцах.

Как мы уже отмечали, постоянная боль, не прекращающаяся под действием блокады и других способов лечения, нередко бывает связана с органическими изменениями в мышцах, которые, вероятно, наступают при длительном существовании спазма. Все это говорит о том, что пациентов с синдромом болевой дисфункции височно-нижнечелюстного сустава нельзя рассматривать как одну гомогенную группу даже в том случае, если они имеют одинаковые клинические проявления.

У многих больных одновременно с появлением боли уменьшается подвижность нижней челюсти. Часто вместо нормального открывания рта (46—56 мм) рот открывается от 5 до 15—25 мм между резцами. Дальнейшее опускание нижней челюсти из-за появления резких болей становилось практически невозможным. Наступает также ограниченное движение нижней челюсти вперед и в стороны. В редких случаях незначительное сведение челюстей может сочетаться с интенсивной или с небольшой болью.

Иногда, наоборот, наблюдается резкое сведение челюстей при полном отсутствии болей или на фоне слабой боли в области одной или нескольких жевательных мышц. Все симптомы синдрома болевой дисфункции височно-нижнечелюстного сустава обычно обратимы, однако у ряда больных мы наблюдали стойкое ограничение подвижности нижней челюсти во всех направлениях.

Одними из характерных объективных признаков синдрома болевой дисфункции височно-нижнечелюстного сустава являются отклонение нижней челюсти в сторону, S-образные движения или чрезмерное смещение нижней челюсти вперед при открывании рта. С этого нередко начинается синдром болевой дисфункции височно-нижнечелюстного сустава. Иногда отмечается чередование периода болезненного спазма жевательных мышц с периодом безболевой дисфункции височно-нижнечелюстного сустава, которая может сохраняться длительное время. В этих случаях больные часто обращаются к врачу с жалобами только на щелканье в височно-нижнечелюстном суставе.

По наблюдениям И. С. Рубинова (1965), J. Schwartz (1959), шум в суставе при движениях нижней челюсти отмечается в основном у молодых пациентов. J. Campbell (1958) с этим не согласен. По его наблюдениям, шум в суставе чаще возникает у пожилых людей. По нашим наблюдениям, шум в височно-нижнечелюстном суставе возникает одинаково часто и у молодых, и у пожилых людей. Не все виды шума можно установить по слуху.

Трение или шорох в суставе нередко удается определить пальпаторно или при помощи аускультации. Иногда и эти способы не позволяют обнаружить пораженную сторону. Известно, что кости черепа хорошо проводят звук, поэтому шум, возникающий в одном суставе, может выслушиваться с двух сторон.

В этих случаях регистрация шума при помощи осциллографа позволяет безошибочно установить пораженную сторону. G. Axhausen (1934) считает, что крепитация и трение возникают только в нижнем шарнирном этаже сустава, а щелканье — в верхнем скользящем отделе сустава. Hupfauf V. утверждает, что шум в суставе является самым частым симптомом, который появляется в височно-нижнечелюстном суставе при различных патологических процессах. Bottger и Osing Щит. по Weiskopf J., 1964] наблюдали шум в суставе у 93 % пациентов с заболеваниями височно-нижнечелюстного сустава.

Очевидно, любой шум в суставе следует рассматривать как один из ранних признаков патологии. Нередко другие симптомы отсутствуют или, например боль в жевательных мышцах, определяются только при пальпации. Часто шум в суставе предшествует появлению мышечной боли. Иногда отмечается периодическая смена шума в суставе болью, а последняя — вновь шумом.

В заключение необходимо отметить, что для синдрома болевой дисфункции височно-нижнечелюстного сустава характерными симптомами являются боль в жевательных мышцах, усиливающаяся при движениях нижней челюсти, ограничение подвижности нижней челюсти, щелканье в суставе и отклонение нижней челюсти в сторону или вперед при открывании рта, боль при пальпации мышц, поднимающих нижнюю челюсть.

Обнаружение одного или различных комбинаций этих симптомов должно насторожить врача в отношении синдрома болевой дисфункции височно-нижнечелюстного сустава.

medbe.ru


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/503616.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua