21 мар, 13:08
Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей:
Улучшения подвижности органов артикуляции;
Увеличения объема и силы движений;
Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:
Усилению кровообращения;
Развитию гибкости органов речевого аппарата;
Укреплению мышц лица.
Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для малышейКак правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников:
Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда;
На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения дефектов речи;
При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту».
Поскольку четкое и правильное произношение звуков является одной из основ при обучении письму, важно проводить артикуляционную гимнастику в детском саду, где проходит учебный процесс для дошкольников и закладываются все необходимые для этого навыки.
Рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников
Для того чтобы артикуляционная гимнастика в детском саду приносила радость ребенку и была эффективной, необходимо учитывать рекомендации специалистов:
В начале занятий все упражнения дети должны выполнять перед зеркалом в медленном темпе, что поможет ребенку осуществлять зрительный контроль. Обычно в этом помогают наводящие вопросы, например: «Где находится сейчас язычок?», «Что он делает?», «Что делают губы?»;
Темп упражнений лучше всего увеличивать под счет, но не следует слишком быстро его ускорять. Упражнения должны выполняться плавно и точно, в противном случае они не будут достаточно эффективны;
Не рекомендуются слишком продолжительные по времени занятия артикуляционной гимнастикой для дошкольников, чтобы не вызвать быстрое утомление у детей. Наиболее оптимальными считается проведение упражнений дважды в день от пяти до десяти минут. Продолжительность занятий должна устанавливаться индивидуально и зависеть как от возраста, так и от усидчивости ребенка. Немаловажную роль также играет контакт между специалистом (или воспитателем, если занятия проводятся в детском саду) и ребенком;
Во время занятий артикуляционной гимнастикой в детском саду следует уделять особое внимание детям 3-4 лет, поскольку в этом возрасте усваиваются основные движения;
Основными требованиями при проведении артикуляционной гимнастики для малышей 4-5 лет являются четкость и плавность движений;
Занятия с детьми 6-7 лет должны проходить в достаточно быстром темпе. Также ребенок в этом возрасте должен научиться некоторое время удерживать положение языка без явных изменений.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах и картинкахЛучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме, для чего используют стихи и картинки.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Для подобных занятий подходят как стихи известных авторов, так и самостоятельно придуманные. Главное – чтобы они максимально подходили для отрабатываемого движения.
Например, для упражнений, отрабатывающих навык спокойно и широко открывать и закрывать рот, лучше всего подойдет стих о бегемоте. Важно, чтобы за время стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз. После этого необходимо дать ребенку время расслабиться и отдохнуть.
Этой же цели служит артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках. Яркие картинки, на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают задачу специалиста и делают сами занятия более увлекательными.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках или стихах помогает в отработке практически всех необходимых навыков. Обычно упражнения повторяют от трех до четырех раз, не забывая давать ребенку отдохнуть. Чаще всего для гимнастики проводят следующие упражнения:
«Вкусный мед» – широко открыть рот и острым кончиком языка провести по верхней губе из стороны в сторону. При этом нижняя челюсть должна быть неподвижной;
«Мостик» – открыть рот и, выгнув язык, упереть его кончик изнутри рта в нижние зубы, удерживая в таком положении до 5 секунд. После этого зубы медленно сближаются и постепенно сжимаются, а «мостик» остается за закрытыми зубами. После этого язычок выпрямляют и расслабляют;
«Маятник» – открыть рот, растянув губы в улыбке, вытянуть язык и острым кончиком по очереди коснуться уголков губ. Важно следить за тем, чтобы язык перемещался по воздуху, а нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной;
«Котенок лакает молоко» – широко открыть рот и сделать 4-5 движений широким языком, имитируя то, как лакает молоко кошка, после чего можно закрыть рот и расслабиться;
«Чашечка» – широко открыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу. После этого край языка следует загнуть «чашечкой» и медленно поднять к верхним зубам. Затем язычок также медленно нужно опустить, закрыть рот и расслабиться;
«Лопата» – широко открыть рот и положить спокойный мягкий язычок на нижнюю губу, задерживая в этом положении на 3-5 секунд, после чего язычок убирают и расслабляются;
«Хоботок» – вытянуть губы вперед, имитируя поцелуй, и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего вернуть губы в спокойное положение, расслабиться и отдохнуть;
«Хомячок» – при закрытом рте надуть щеки и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего выдохнуть и расслабиться;
«Улыбка» – широко развести уголки губ, обнажая при этом сжатые зубы, после чего вернуть губы в спокойное положение и расслабиться.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников не только готовит речевой аппарат ребенка к правильному произношению, но и закладывает возможность легкого обучения в школе.
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/501056.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua