Развитие детей с нарушениями речи

24 фев, 13:28

Становление речи у ребенка является одной из основных характеристик его общего развития. Чаще всего нарушения формирования речи наблюдаются в детстве. Дети с нарушениями речи представляют собой отдельную категорию детей, имеющих отклонения в развитии, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Причем, сложные речевые нарушения не ограничиваются дефектами в произношении отдельных звуков. Также ребенок может не различать звуки на слух, неправильно выстраивать фразы, иметь ограниченный словарный запас. Между тем, речь является высшей психической функцией, поэтому так важно уделять максимум внимания развитию детей с нарушениями речи.

Характеристика детей с нарушениями речиДети с речевыми патологиями, особенно в тяжелой форме, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. В этом случае у них ограничено общение с окружающими. Несмотря на то, что большинство детей с речевыми нарушениями способны понимать обращенную к ним речь, сами они не могут полноценно общаться с другими людьми. Дети с нарушениями речи неуютно чувствуют себя в коллективе, они редко принимают участие в общих играх со сверстниками. В таких условиях положительное влияние общения на развитие детей с нарушениями речи оказывается минимальным. В результате недоразвития речи у таких детей наблюдается интеллектуальное отставание, которое имеет вторичный характер.

Другие признаки, характеризующие детей с нарушениями речи: неустойчивое и нестабильное внимание, быстрое забывание материала, ограниченность мышления, трудности при переключении, сложности, возникающие в процессе припоминания последовательности событий, сюжета какого-либо текста, проблемы речевого обобщения. Все это значительно усложняет обучение – овладение грамотой, понимание математических заданий, несмотря на то, что ребенок является нормальным в интеллектуальном отношении. Очень часто сознание своей неполноценности при попытках общения с другими людьми делает детей с речевыми патологиями замкнутыми, отстраненными, вялыми и апатичными. Развитие детей с нарушениями речи необходимо еще и для того, чтобы предупредить в дальнейшем отставание в умственном развитии.

Диагностика детей с нарушениями речиРанняя диагностика детей с нарушениями речи крайне важна и имеет огромное значение. Чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем эффективнее и легче будет проходить коррекция. Обследование ребенка с речевыми нарушениями необходимо проводить еще в дошкольном возрасте, иначе потом у него могут возникнуть проблемы с устной и письменной речью – при чтении и письме. Во многих детских садах существуют логопедические группы, где с детьми проводит работу логопед. В средних общеобразовательных школах функционируют логопедические кабинеты.

Диагностику детей с нарушениями речи в основном осуществляет логопед, в некоторых случаях создаются комиссии, в состав которых могут входить также другие специалисты – психолог, невропатолог, хирург, стоматолог. Обследование ребенка с речевыми нарушениями базируется на принципах комплексности и всесторонности, что означает разграниченное, но связанное между собой обследование каждого специалиста. Причем, определенный вид речевой патологии требует заключения разных специалистов. Так, при обследовании детей с ринолалией необходима консультация не только логопеда, но также отоларинголога и стоматолога. При обследовании детей с дизартрией, заиканием важно участие невропатолога и психиатра. В ходе обследования ребенка с речевыми нарушениями выясняется, какой именно компонент речевой деятельности нарушен – лексика, фонетика или грамматика, а затем назначается соответствующее лечение.

Профилактика речевых нарушений у детейОдним из важных направлений логопедической работы является профилактика речевых нарушений у детей. Данная система мер по предупреждению речевых нарушений включает в себя первичную и вторичную профилактику. Первичная профилактика сводится к устранению тех причин, которые впоследствии могут привести к возникновению речевых нарушений. Причем, она должна проводиться еще до рождения ребенка. Будущим мамам во время беременности необходимо внимательно относиться к своему здоровью, соблюдать режим, больше времени проводить на свежем воздухе, правильно питаться. Также для профилактики речевых нарушений у детей существенное значение имеет своевременное консультирование у специалистов-генетиков. В случае, обнаружения отягощенности какой-либо патологией, родителям объясняют, какие предпринятые меры позволят предупредить или снизить вероятность возникновения того или иного наследственного заболевания.

Вторичная профилактика речевых нарушений проводится в тех случаях, когда первичная профилактика не удалась, и у ребенка все же возникла определенная речевая проблема. Основная ее задача заключается в том, чтобы не допустить дальнейшего развития нарушений речи, чтобы на фоне имеющейся патологии не возникли новые. Вторичная профилактика представляет собой оказание помощи детям с нарушениями речи, в том числе для предупреждения появления дисграфии или косноязычия при письме. Логопед в ходе занятий учит ребенка слуховой дифференциации звуков, правильной артикуляции. Также осуществляется работа по фонематическому анализу слов. Причем, вся эта работа проводиться в основном до обучения ребенком грамоты.

Помощь детям с нарушениями речи должна оказываться не только специалистами. Родителям также необходимо постараться помочь своему ребенку справиться с проблемой, относиться к нему внимательно и бережно. Развитие детей с нарушениями речи должно иметь систематический характер и начаться как можно раньше, так как в дальнейшем исправить имеющиеся проблемы с речью будет намного сложнее.

neboleem.net


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/499524.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua