История франчайзинга: от Зингера до Apple

08 дек, 21:15

Несмотря на то, что в современном мире очень много новых устройств, терминов из самых различных сфер, понятие «франчайзинг» отнюдь не новое слово в лексиконе. Это понятие появилось не менее века назад. Первопроходцем в системе франчайзинга стала компания Зингер, известная продажей и обслуживанием швейных машин. Сам того не подозревая, Исаак Зингер создал систему франчайзинга. Если верить документальным записям, началось все в 1851 году. Тогда Зингер встретился с дистрибьюторами, занимающимися оптовыми закупками и розничными продажами с помощью рекламы. Он заключил с ними договор – передал франшизу, иными словами, дал им право на продажу и ремонт устройств «Зингер» в указанных штатах на территории Америки.

Читайте в разделе про бизнес https://itstatti.in.ua/18-biznes.html много полезной информации.

Так вышло, что Исаак создал своеобразную систему франчайзинга. На тот момент его компания уже могла обеспечить массовое производство станков по доступной, выгодной и рентабельной цене. Сделать швейную машинку в одном месте, перевезти её в другое для продажи, и, в случае необходимости, перевезти в третье по желанию клиента - задача посильная. А вот периодически ездить в отдаленные места, обеспечивая обслуживание и ремонт, не всегда удобно. И не беда, если все можно починить на месте. А если нужна полная замена детали? Ездить туда и обратно очень дорого, а возить каждый раз с собой целую машинку для разбора на запчасти трудно. Да и бывают ситуации, когда ремонт необходим не одному устройству на дому, а целому мини-цеху из 10-15 станков. Вот тогда Зингер и задумался о дистрибьюторах, дав им права на реализацию, а в придачу и специальное условие франшизы – обслуживание.

Понятие «франчайзинга» вошло в обиход с 1898 года. Тогда компания «General motors» построила свою сеть, добавив звено дилеров и дав им определенные права и возможности. Самым ярким примером работы с использованием данной системы стала компания «McDonald’s». В 1920-х годах в Америке франчайзинг начал становиться все популярней в сфере товаров. Это было удобно для всех участников договора. Используя такие правоотношения, большие компании имели постоянных покупателей в виде мелких оптовиков. Конечно же, цена на продукцию была меньше розничной, но с успехом окупала затраты и приносила доход. Таким образом уходила большая партия продукции, что давало быструю и крупную прибыль. Мелкие предприниматели имели возможность купить продукцию значительно дешевле, а продавать им приходилось по рентабельной рыночной цене, но в любом случае, она была выше закупочной стоимости, а значит, гарантировала доход. В добавок, продавцы имели право бесплатно использовать рекламу, марки и логотипы компании поставщика. При всем этом они оставались независимы от компании.

Точно так же система «франчайзинга» перекочевала в область нефтепродуктов. Это произошло после кризиса в США в 1930 году. Нефтеперерабатывающие компании производили горючее, а потом на правах договоренности передавали его небольшой сети заправочных станций. Также, чтобы облегчить условия управления компанией, существовавшие заправочные станции большой компании передавались другим, более мелким владельцам на правах аренды. Франчайзинг начал распространяться во все виды товаров и в разные сферы услуг.

Интересно! Много полезной информации про инвестиции и не только на странице https://itstatti.in.ua/16-finansy-ta-investytsii.html.

Иметь вид, приближенный к современному, система франчайзинга начинала уже в 1950-ых годах. Именно такую информацию предлагает всеми известная интернет – энциклопедия «Википедия». Рэй Крок, будущий основатель известной всем компании в сфере быстрого питания «Мак Дональдс», в 1945 году заинтересовался рестораном в «Сан Бернардино» и причинами его чрезвычайной популярности в западной части США. Он решил не искать ответы на свои вопросы из каких-либо сомнительных источников, а напрямую пошел к владельцу ресторана. Через какое-то время ему удалось получить лицензию на куплю и продажу ресторанов той сети. А через десять лет Крок основал международною сеть, глобальную компанию мирового бренда «Мак Дональдс». Он в основу управления положил франчайзинг уже в том виде, который мы привыкли видеть в современности. Таким образом, вместе с франшизой продается целая система ведения бизнеса.

В наших краях подобная система начинает лишь набирать свои обороты в различных сферах использования. Для примера можно назвать разные продуктовые торговые сети, различные кафетерии, сети СТО, медицинские центры одной компании. Для бизнесменов и олигархов это интересно. А вот для «мелкой рыбки» в этом пруду такая система губительна, потому что франчайзинг создает своеобразную монопольную систему, с которой тяжело конкурировать малому бизнесу.

Источник - ITstatti.in.ua.

Автор - Вольдемар Воронцовский.


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/473056.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua