24 фев, 15:32
Реализация идеи использования кокса вместо природного газа в металлургическом производстве может воспрепятствовать инициативе угольщиков ввести ограничения на импорт коксующихся углей.
Начало последнего месяца зимы было ознаменовано двумя несколько противоречащими друг другу действиями, предпринятыми отечественными угледобытчиками. Так, с одной стороны, представители угольных и коксохимических предприятий при участии НАК «Уголь Украины» и ассоциации «Укркокс» подписали протокол о снижении в феврале-марте цен на коксующиеся угли всех марок на 8%. С другой — как раз в день вступления в силу этого соглашения председатель центрального комитета Профсоюза работников угольной промышленности (ПРУП) Виктор Турманов заявил о возможных акциях протеста горняков, которые произойдут в качестве реакции на кризис, вызванный резким снижением потребления этого вида сырья отечественными коксохимиками и металлургами.
Главной причиной этих действий стало подорожание коксующихся углей, происшедшее еще в марте минувшего года. Так, если в январе-феврале 2005 года средневзвешенная цена 1 т стандартной шихты для коксования составляла 454 грн., то в марте она возросла до 579 грн. Данный ценовый скачок оказался не вполне уместным. Во-первых, потому, что в связи с ухудшением конъюнктуры на мировых рынках металлопродукции отечественные металлурги уже не нуждались в тех объемах сырья, которые потребляли в 2004 году. А, во-вторых, потому, что рост цен на продукцию и услуги естественных монополий заставил их оптимизировать свою экономику и, в частности, перейти на более дешевые и более качественные российские угли. Вполне логично, что метпредприятия и коксохимы резко сократили закупки этого вида сырья на внутреннем рынке, вынуждая угольщиков снизить цены.
В результате, начиная с лета прошлого года, на складах угольных предприятий стали скапливаться запасы угля в объемах месячной добычи. Поэтому к августу НАК «Уголь Украины» и «Укркокс» подписали протокол о том, что цены на коксующиеся угли с августа по октябрь будут снижены на 18%, а потребители будут полностью выкупать данное сырье. Однако в ноябре ситуация вновь обострилась, поскольку к двум вышеназванным причинам невостребованности коксующихся углей в прежних объемах по более высокой цене прибавилась третья. Дело в том, что новый инвестор, пришедший на ОАО «Криворожсталь» и обязавшийся, согласно договору купли-продажи, обеспечивать предприятие сырьем отечественного производства, счел ноябрьскую цену на коксующиеся угли завышенной и выразил намерение импортировать кокс из Казахстана.
Таким образом, украинское государство, которое в 2004 году с большим трудом решало проблему дефицита кокса, к концу 2005 года оказалось лицом к лицу с проблемой его избытка. Первой реакцией на нее стало заявление председателя Комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Андрея Клюева о возможности законодательного ограничения импорта коксующихся углей. А месяц спустя – 23 января – эту идею активно поддержал президиум Центрального комитета ПРУП, потребовав от Кабинета Министров Украины своим Постановлением ограничить импорт коксующихся углей и кокса, а также обеспечить стабильность объемов закупок этого вида сырья в долгосрочной перспективе.
Действительно, в январе ситуация с реализацией коксующихся углей отечественного производства крайне обострилась. Так, по данным ПРУП, в первый месяц текущего года горнякам удалось сбыть только 32,2%, или 167,2 тыс. т коксующихся углей из добытых 519. Наряду с этим в начале года у отечественных металлургов появился новый и весьма существенный стимул для закупок кокса в гораздо большем количестве. А именно – более чем существенное подорожание природного газа, который, как известно, именно коксом и может быть заменен. Но значит ли это, что у метпредприятий таки возникла мотивация выручить отечественных угледобытчиков? Весьма сомнительно. Ведь дело, в первую очередь в цене...
Поэтому в конце января Министерство промышленной политики Украины предложило Министерству топлива и энергетики «с целью повышения экономической целесообразности использования кокса вместо природного газа в металлургическом производстве» снизить цены на коксующийся уголь. В итоге был подписан нынешний договор, в соответствии с которым украинские потребители коксующегося угля – ООО «Технология», компании «АРС», «ДИС» и меткомбинат «Криворожсталь» – согласились ежемесячно приобретать 311 тыс. т коксующихся углей. Между тем, поскольку НАК «Уголь Украины» готов ежемесячно продавать 461 тыс. тонн коксующихся углей, потребители этого вида сырья предложили закупать остающиеся 150 тыс. т в месяц по цене, сниженной более чем на 9%. В свою очередь Минтопэнерго заявило о том, что инициирует ограничение импорта коксующихся углей из России, в случае если добываемые Украиной объемы этого вида сырья не будут реализованы в полном объеме. А ПРУП, как известно, пригрозил забастовками. Все это означает, что проблема решена так и не была.
Очевидно, что потребности металлургов в коксе — в связи с необходимостью экономить газ — на сегодня потенциально возросли. Не менее очевидно и то, что удовлетворить их можно за счет возникшего избытка коксующихся углей отечественного производства. Но также не менее очевидно и то, что пока импортное сырье будет дешевле, металлурги будут предпочитать именно его. Примет ли государство в нынешнем конфликте металлургов и угольщиков ту или иную сторону или займется поиском компромисса? Будут ли методы решения административными или рыночными? И будет ли ответ на эти вопросы зависеть от того, чье лобби сильнее, или же – от степени профессионализма нынешней власти?
Елена Герасимова,
корреспондент
ELCOMART News
(www.e-news.com.ua)
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/47001.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua