Эконалог: очередные отчисления в никуда

15 окт, 11:56

Любой объект хозяйствования, который занимается производством продукции, оказывает воздействие на окружающую природную среду. Его характер и размер определяется еще на этапе разработки проектной экологической документации. Чтобы минимизировать этот вред, компенсировать ущерб, на государственном уровне была введена система экологических платежей. Это эконалоги, которые должны использоваться в целях компенсации негативного воздействия. Но куда на самом деле они направляются? Действительно ли в нашем государстве суммы, которые регулярно отчисляют налогоплательщики, используются на компенсацию нанесенного ущерба?

Промышленность бьет тревогу

Если проанализировать действующие законодательные акты и поправки к ним, получается, что в нашей стране сложилась ситуация, когда платежи, которые должны идти на защиту и охрану природы, по факту «утекают» в кошелек местного бюджета. Все чаще возникает вопрос эффективного и целесообразного расходования средств, поступающих в виде экологического налога. На данном этапе он интересует преимущественно субъектов хозяйствования, но, возможно, в скором времени станет сверхактуальным и для всех граждан нашего государства.

Проблема очень интересна не только для бизнеса, и вот почему. Целесообразность экологического налогообложения – яркий пример взаимодействия органов защиты окружающей среды и экономики. Например, в 2019 году был предложен закон, согласно которому будут увеличены действующие ставки экоплатежей. Это было сделано с целью повысить «сознательность» предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и способствовать уменьшению количества образуемых загрязнителей.

Еще один фактор, который сыграл свою роль, – приближение размеров ставок по выбросам парниковых газов, актуальных для Украины, к стандартам, действующим в странах ЕС. Таким образом, стационарные источники, выбрасывающие оксид углерода (СО2), облагаются новым налогом. Теперь с 0,41 грн./т он увеличился до 10 грн./т.

На первый взгляд, кажется, что эти нововведения приняты с целью улучшения состояния окружающей среды. Возможно, новый фискальный инструмент действительно станет эффективным механизмом решения проблемы сложившейся катастрофической экологической ситуации. По мнению международных экспертов, Украина давно отстает в этом вопросе от европейских стран.

Важно! Действительно, этот инструмент может оказаться эффективным, но только при условии верного перераспределения средств. В противном случае подобные новшества теряют смысл.

По факту нововведения в системе экологического налогообложения, принятые в начале 2019 года отразятся исключительно на производственных предприятиях. По-видимому, для субъектов хозяйствования они станут дополнительным бременем, фискальным инструментом, а не способом разрешить проблемы, которые скопились в области защиты окружающей среды.

Интересно! Средства из местных бюджетов должны целенаправленно использоваться исключительно на организацию и проведение природоохранных мероприятий.

Улучшение экологической ситуации: миф или реальность

Несмотря на то что основным источником финансирования природоохранных мероприятий должны выступать местные экологические органы управления, фактически ситуация обстоит иначе. Основные средства на внедрение мероприятий по защите окружающей среды поступают преимущественно за счет производственных предприятий. Большинство из них на этапе разработки проектной документации внедряет оборудование, которое позволяет выполнить природоохранные обязательства. Только за их счет наша страна выполняет имеющиеся международные обязательства. Но ситуацию можно существенно улучшить, если перенаправить средства, полученные из эконалога, по назначению.

В стране уже появились серьезные проблемы с водоканалами. Большинство из них остро нуждается в замене и модернизации оборудования и коммуникаций, но стратегия развития этого сектора даже не стоит на повестке дня. Если не исправить ситуацию в ближайшее время, кризис неизбежен. И это не единственный пример. Внимания требуют не только коммунальные предприятия, но и природные объекты.

Эксперты отмечают, если хотя бы 10% средств, которые должны направляться на компенсацию вреда окружающей среде, использовать по назначению. Это кардинально улучшило бы перспективы нормализации экологической обстановки в нашей стране. Вывод напрашивается очевидный: пора государственным органам менять свою позицию.


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/469732.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua