20 фев, 10:08
Александр Шлапак рассказал о том, что сейчас происходит с госбюджетом страны, куда девались средства от «Криворожстали» и чем собирается заняться его ведомство в этом году.
– Расскажите, как выполняется бюджет текущего года, могут ли возникнуть проблемы в связи с изменением цен на газ и прочими рисками для экономики в этом году?
– Что касается бюджета января и февраля, то если сравнивать с плановыми показателями, январь мы полностью выполнили, и то же самое будет в феврале. Несмотря на то, что бюджет этого года гораздо более напряженный, чем прошлый. Если говорить о едином корсчете – год мы начинали с 16,3 млрд., сейчас имеем 18,1 млрд. грн. За первый месяц года остатки на едином казначейском счете возросли на 14,5% и на 1 февраля составили 19,48 млрд. грн. То есть мы не “проели” то, что осталось от прошлого года, даже накопили ресурсов, чтобы более спокойно пережить возможный ценовой удар после изменения цен на газ.
– Были заявления, что средства от «Криворожстали» уже почти израсходованы?
– Согласно закону, который принят Верховной Радой, часть ресурса была возвращена прежним владельцам этого предприятия, часть – около 11 млрд. грн. – потрачена в прошлом году для финансирования дефицита бюджета. Остальная часть осталась для финансирования дефицита госбюджета этого года. Именно эти средства – около 12 млрд. грн. – пока надежно лежат на счетах Госказначейства, они будут израсходованы на финансирование дефицита бюджета этого года.
– Как сегодня проходит возмещение НДС?
– В прошлом году мы возместили НДС на сумму 13,305 млрд. грн. В этом году по состоянию на 15 февраля мы вернули 1,518 млрд. В таком объеме НДС в течение всех прошлых лет еще никогда не возмещался. Я думаю, что мы теперь находимся в одном шаге, чтобы полностью войти в режим нормального возмещения НДС для всех субъектов экономики.
– Что планируете делать внутри своего ведомства для финансового сектора в этом году?
– На этот год определено пять таких приоритетных задач. Во-первых, это перевод на казначейское обслуживание всех бюджетов. Страна в этом смысле должна доказать, что она в состоянии всех поставить под единую систему финансовой дисциплины.
Во-вторых, дерегуляция нашей работы и упрощение всей системы отчетности. В-третьих, совершенствование сервиса в рамках Госказначейства, чтобы наша система работала не хуже банковской. В-четвертых, это изменение идеологии проведения платежей в казначейской системе.
Последний приоритет – это создание единой транзакционной системы. Сегодня мы работаем по специфической модели, но характер нашего финансового отчета не транзакционный, а аналитический. Задача чрезвычайно сложная, но интересная. Это приведет к схожести государственной системы с нынешней банковской. В этом году мы намерены начать внедрять эти новые принципы.
– Что будет означать для финансовой системы перевод бюджетных организаций в Госказначейство?
– Пока вне казначейства находятся деньги, которые там находятся по закону. Это деньги местных громад и местных учебных заведений. Сегодня это кумулятивно около миллиарда гривен по местным громадам и вузам, которые держатся вне Госказначейства. По закону о местном самоуправлении, этим структурам разрешено на депозитах держать средства. Для нас важно, чтобы эти средства попадали на депозит непосредственно через казначейский счет, чтобы мы могли обсудить договор, ставку, вокруг которой можно было бы подискутировать с предприятием, чтобы не было так, когда местное самоуправление берет средства на внешнем рынке под 8-10% в валюте и под 0% держит в коммерческом банке. Мы будем возражать против таких размещений.
Еще один поток ресурсов – это специальные деньги. Их немного, примерно 80 млн. грн. Это деньги разведки, деньги СБУ и спецслужб, которые сегодня по спецплатежам держат в своих особых банках-агентах. Они строили систему специальной защиты и т.п. Я думаю, что это немного надуманная проблема, Госказначейство может обеспечить жесткий режим охраны информации.
– А как сами банки реагируют на такую перспективу перераспределения средств в пользу Госказначейства?
– С «Авалем» мы вопрос решили, это для них не критично. Что касается депозитов, то мы не претендуем на этот ресурс, который у них обслуживается, мы лишь претендуем на правильность таких транзакций и не собираемся забирать эти средства. Что касается разведки и прочих спецфондов, то 70 млн. грн. по разным банкам – не думаю, что это колоссальная проблема для банковского сектора при его остатках в 10 млрд. грн. Международные финансовые организации, скажем, по проекту Всемирного банка, который работает в Украине, – это тоже не такой большой ресурс, тем более эти деньги не украинских банков. Через украинские банки проходят лишь моментальные транзакции, а в основном это деньги, которые мы хотели бы забрать у международных финансовых центров, где находятся средства ВБ. Не вижу никакого серьезного удара по банковской системе.
Юрий Лукашин, газета "ДЕЛО"
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/46346.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua