17 янв, 17:20
Ежегодно более ста тысяч немцев покидают свою страну, отправляясь за границу в поисках лучшей жизни. Рекордной отметки цифра достигла в 2002 году – 117.683. А для столицы самым «потерянным» годом стал позапрошлый: в течение 2004-го Берлин лишился шести с половиной тысяч жителей.
«Из года в год растет поток переселенцев, покидающих отечество, который не остановить ни бюрократическим регулированием, ни правительственными декретами. Причина по большей части в том, что многие немцы не могут найти своего места – из-за сложностей на рынке труда или из-за недовольства политическим курсом...» Дословная цитата из газеты Leipziger Illustrierte Zeitung за 11 января 1851 года как нельзя лучше смотрелась бы на передовицах сегодняшних германских изданий.
По статистике, которую с 1871 года ведет объединение Raphaels-Werk, основанное в свое время для помощи католическим немецким эмигрантам в Калифорнии, всего 9% «отъезжантов» отправляются на закате жизни в «теплые края», чтобы достойно встретить старость. Не так уж много в Германии людей, накопивших к пенсии сумму, достаточную для приобретения скромного домика на Мальорке. 15% оставляют родину по семейным обстоятельствам – ради воссоединения с супругом-иностранцем. Львиная доля участников очередного великого переселения народов – 44% – вчерашние безработные, отчаявшиеся найти применение своим силам в родных краях. Классический и на всю Германию известный пример – сводный брат бывшего федерального канцлера, инженер Лотар Восселер, потерявший работу на строительной фирме и в свое время трудоустроенный благодаря помощи не высокопоставленного родственника, а поносимой на каждом шагу биржи труда – экскурсоводом на той же Мальорке.
США как традиционная для иммиграции страна сегодня не так уж популярна у немцев – из-за сложной процедуры оформления долгосрочной визы. «Вожделенную Green Card не так-то легко заполучить, – говорит сотрудница Raphaels-Werk Кристина Буш. – И дело не только в строжайшей проверке со стороны служб безопасности. Люди, страдающие тяжелыми заболеваниями, например, туберкулезом, вообще не имеют шансов на получение вида на жительство в Соединенных Штатах».
Спросом в настоящее время пользуются страны Бенилюкса, Великобритания, Швейцария, Испания, Франция, скандинавские государства. Интерес взаимен: в этих странах существует настолько большая потребность в немецкой рабочей силе, что для вербовки специалистов создаются специальные международные организации, действующие в партнерстве с германской Центральной комиссией по трудоустройству (ZAV).
Тысячи немцев самых разных профессий каждый год являются в Берлин на «выездные сессии» норвежской биржи труда, чтобы предложить свои услуги зарубежным нанимателям. И неслучайно: северному соседу с его 3,6% безработицы катастрофически не хватает строителей, автослесарей и младшего медицинского персонала. В Нидерландах (3,1% безработицы) с распростертыми объятиями встретят немецких электриков, маляров, слесарей, мясников, пекарей. В Ирландии (4,4%) – продавцов и телефонисток. Дания (4,2%), Швеция (4,9%), Швейцария (3,3%), Великобритания (5%) и другие страны ближнего зарубежья готовы принимать средний технический состав без детальной конкретизации специальностей с одним условием – знанием языка (курсы, между прочим, оплачиваются немецкой же ZAV).
Одна только столица Германии потеряла в прошлом году 6.500 своих жителей – они были подхвачены потоком рабочей миграции, получившим веселое по звучанию имя Brain-Drain. Пятью годами раньше таких подвижников было 2.400. По прогнозам дня сегодняшнего, показатель для Берлина, как и для всей страны, будет ежегодно прирастать на 15%. Это только официальная статистика – эксперты не сомневаются, что реальная цифра вчетверо выше: многие переселенцы сохраняют свою германскую «прописку», которая позволяет им пользоваться системами страховых и социальных выплат, а также рассчитывать в перспективе на получение пенсии. Последние месяцы ознаменованы новой тенденцией – движением немцев на восток, в соседнюю Польшу. Правда, по эмиграции туда, как и в другие страны, недавно принятые в ЕС, точных данных пока нет; по приблизительным подсчетам, на тот берег Одера в 2005 году перебралось около 5.200 человек.
Положение современных немецких гастарбайтеров сходно с тем, в котором полвека назад находились хлынувшие на сотворение германского экономического чуда переселенцы из Турции и Италии. В Германии наемники издалека традиционно получали меньше денег за работу, аналогичную той, которая выполнялась местными уроженцами – как происходит и сейчас, скажем, в Нидерландах, где оклад квалифицированного строительного рабочего из Германии на 20% ниже, чем у его голландского коллеги. При этом, однако, абсолютная сумма заработка неизмеримо выше, чем была бы дома, что позволяет не только безболезненно содержать вторую квартиру, но и обеспечивать остающуюся в некоторых случаях на родине семью. Доход-нетто каменщика в Норвегии составляет, к примеру, ?2.400, уборщицы – ?1.370. Оперирующий врач в Великобритании получает за факт хирургического вмешательства, а не по количеству затраченного времени, что в среднем дает утроение заработка. (Кстати, тысячи жителей туманного Альбиона ждут немецких медиков, умеющих оперировать больных «куриной слепотой» – безработному врачу на заметку!)
Считается, что рабочая миграция в Австралию является успешной в 100% случаев. Однако и ближнее зарубежье для немцев порой более привлекательно, чем отечество с его 10,2% (по другим расчетам – 18,8%) безработицы, пособиями имени Хартца, сменой правительств, налоговыми и медицинскими реформами. Хотя, может быть, дело в описанном той же Leipziger Illustrierte Zeitung от 1851 года «национальном характере... зиждущемся на историческом предназначении немецкого народа развивать экономику остального мира благодаря талантам, силе и трудоспособности».
Денис МЮТЦЕР.
Газета "ЗАГРАНИЦА"
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/43107.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua