13 янв, 09:36
Готовясь к зерновым закупкам-2006, правительство сделало ставку на Аграрный фонд. Для реализации государственной политики на зерновом рынке ему выделено 685 млн. грн. Данная сумма уже заложена в бюджет этого года. При этом Александр Ковылин, первый заместитель председателя Аграрного фонда, отмечает, что для выполнения полностью всей программы этих средств мало. «Неплохо бы иметь около миллиарда», - подчеркивает он. По его словам, точный объем закупок пока не определен, однако даже если он останется на прошлогоднем уровне - 1,5 млн. тонн, то предусмотренных в бюджете денег не хватит.
На выделение дополнительных сумм своему фавориту - Аграрному фонду - рассчитывает и министр аграрной политики Александр Баранивский. Он считает, что для обеспечения нормальной работы структуры необходимо еще больше - 1,2 млрд. грн.
Александр Горобец, глава патронатного управления Министерства агрополитики отметил: «По всем направлениям мы просили больше денег. Однако будут пересмотры бюджета и, очевидно, будут выделяться еще какие-то суммы».
Первые бюджетные поступления – 50 млн. грн. - в Аграрном фонде ожидают еще до конца января. По словам Ковылина, закупки будут уже в первом квартале, в основном продовольственного зерна.
В прошлом году Аграрному фонду также было выделено 685 млн. грн., однако по факту он получил 451 млн. грн. Невостребованный же остаток не является переходящим. В 2005 году Аграрный фонд закупил 95,3 тыс. тонн зерна и 25,2 тыс. тонн сахара урожая 2005 года в государственный продовольственный резерв, а также предоставил аграриям бюджетные займы на сумму 227 млн. грн. под залог 643 тыс. тонн зерна.
Альтернативы Агрофонду нет
Госполитика на рынке зерна в нынешнем году будет достаточно активной, обещают чиновники. В конце 2005 года Минагрополитики улучшило прогноз состояния посевов и рассчитывает собрать, а затем и реализовать неплохой урожай.
Согласно Закону «О государственной поддержке сельхозпроизводителя» Аграрный фонд является единственным инструментом для интервенций. «Правительству больше не на кого делать ставку при закупках, поскольку Аграрный фонд определен законом как основной агент по финансовым и товарным интервенциям», - поясняет Владимир Лапа, аналитик Украинской аграрной конфедерации.
Тем не менее, в Законе «О Госкомрезерве» есть несколько оговорок, которые позволяют этой структуре заниматься интервенциями для недопущения снижения или завышения цен при наличии спекуляций на зерновом рынке. Однако при существующей сегодня стабильности цен на зерновые, формальных оснований для конкуренции с Аграрным фондом у Госкомрезерва нет.
«Это неправильно, когда Госкомрезерв занимается торговлей. Контроль над ценами не в его компетенции», - отмечает Лапа. В текущем году правительство поручило Госкомрезерву закупить 1 млн. тонн зерна урожая 2005 года. Однако он выполнил менее 50% плана. На 2006 год план, по информации пресс-секретаря Госкомрезерва Елены Лапченко, еще не определен.
Еще один значимый игрок – государственная акционерная компания «Хлеб Украины», которая несколько лет назад закупала зерно от имени государства, нынче не рассматривается правительством как госагент. Председатель правления «Хлеба Украины" Сергей Хорошайлов не раз говорил о том, что компания не гонится за статусом госагента. "Мы - коммерческое предприятие", - напоминает он.
После внесения изменений в Закон «О зерне и рынке зерна» «Хлеб Украины» действует на рынке только от своего имени и на собственные средства, его закупки бюджет не финансирует. Однако позиции компании на зерновом рынке в текущем году весьма нестабильны – еще осенью она обратилась к правительству с просьбой выдать 1 млрд. грн. на свое оздоровление.
Анна Ковальчук, газета "ДЕЛО"
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/42740.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua