12 ноя, 19:44
В 1869 году в США был получен первый патент (№ 98304) на технологию изготовления жевательной резинки. По иронии судьбы он оказался абсолютно бесполезным – защищенная им рецептура и технология никогда не применялись для реального производства жевательной резники. Любопытно, что популярности данного продукта способствовали два совершенно не связанных между собой события – американский «сухой закон» и Вторая мировая война. Ну а в наше время ее главные популяризаторы – стоматологи, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
Шоколада нам не надо…
Менее чем за 100 лет жвачка стала одним из самых широко распространенных в мире пищевых товаров и феноменом массовой культуры. Ныне на родине жевательной резинки, в США, продаются более 100 сортов жвачки, которые производят 10 транснациональных корпораций и не установленное количество мелких производителей. Ежегодно американцы расходуют на ее приобретение $2 млрд, примерно четверть этой суммы приходится на долю детей и подростков. Среднестатистический житель США потребляет в год 300 жевательных пластинок. По данным Национальной ассоциации производителей жевательной резинки, если спрос на шоколад и конфеты может колебаться в зависимости от моды или времени года, то на жевательную резинку он всегда остается стабильным.
Смола и парафин
Впрочем, жевание – феномен не американский. Древние греки жевали смолу мастикового дерева. Индейцы и многие сибирские народы – смолу хвойных деревьев, поскольку жевание укрепляет зубы и улучшает запах изо рта. Считается, что привычку жевать европейские колонисты переняли у индейцев. В 1848 году лавочник Джон Кертис начал первым в мире производить жвачку – он просто расфасовывал в бумажки кусочки смолы. Два года спустя для этой же цели он использовал более дешевый парафин, в который для придания приятного запаха добавлялись специи. В итоге Кертис разбогател и построил три фабрики по производству жвачки, но организовать массовый сбыт ему не удалось – его продукт не выдерживал длительного хранения и навсегда терял товарный вид после краткосрочного пребывания под прямыми лучами солнца, на жаре или на холоде.
Чем дольше, тем лучше?
В 1869 году зубной врач Уильям Финли Семпл совершил деяние, навсегда вписавшее его имя в анналы великих изобретателей-неудачников. Он запатентовал жвачку. Семпл предлагал изготавливать ее из каучука с добавлением мела, древесного угля и ряда ароматизаторов. Он утверждал, что все это будет благотворно влиять на состояние зубов. Кроме того, к числу несомненных достоинств «улучшенной жевательной резники Семпла» изобретатель относил ее долговечность: дантист предполагал, что кусочек жвачки можно будет использовать неделями и месяцами, так как каучук весьма прочен.
Вторая жизнь «чикле»
В том же году была изобретена настоящая жевательная резинка. Один из парадоксов истории заключается в том, что этот вполне мирный продукт был создан благодаря военному. Генерал Антонио Лопес де Санта Ана, некоторое время правивший Мексикой, а потом сбежавший в Нью-Йорк, как истый мексиканец, постоянно жевал чикле – смолу саподилового дерева, в изобилии произраставшего в Мексике и использовавшегося в качестве жвачки еще древними ацтеками. По легенде генерал познакомил с мексиканским опытом изобретателя Томаса Адамса и даже смог организовать поставки чикле в США. В 1871 году Адамс создал первую машину по производству жвачки и начал продавать резинку из чикле. Она не содержала никаких вкусовых добавок, но продавалась хорошо. В 1884 году Адамс изобрел жвачку с оригинальным вкусом лакрицы Black Jack. Этот сорт выпускался до 1970-х годов, когда был снят с производства из-за вялого спроса, а в 1986 году его выпуск возобновился.
Резинка forever
Однако жевательный образ жизни Америке, а затем и всему остальному миру навязал продавец мыла (сын мыльного фабриканта) Уильям Ригли, который усовершенствовал технический процесс и в 1892 году стал выпускать резинку Wrigley`s Spearmint, а годом позже Wrigley`s Juicy Fruit – сорта, которые до сих пор являются лидерами мировых продаж. Ригли впервые смешал жвачку с сахарной пудрой, включил мяту и фруктовые добавки и разработал формы жевательной резинки (шарики, палочки, пластинки), которые используются и по сей день. Чтобы сделать свой товар популярным, Ригли придумал беспрецедентную рекламную кампанию: в 1915 году он купил телефонную книгу США и разослал всем абонентам посылки с тремя пластинками жвачки. К тому моменту как Ригли освоил выпуск своего товара, у него в США было полтора десятка конкурентов. Однако через двадцать лет компания Wrigley\’s заняла лидирующие позиции на американском рынке и начала мировую экспансию. Любопытно, что мятная жвачка стала подлинным общеамериканским продуктом в 1920-е годы, во времена «сухого закона». Употребление алкогольных напитков было запрещено, подозрительные полицейские буквально обнюхивали людей, особенно водителей, поэтому любители спиртного употребляли жевательную резинку, чтобы отбить запах. Жвачку ввели в свой постоянный ассортимент многочисленные питейные заведения, существовавшие тогда подпольно.
Баббл Бум
В 1928 году химик (По другим данным, бухгалтер – Прим.ред) Уолтер Димер создал еще одну разновидность жвачки – «баббл гам» (bubble gum), которая позволяла легко выдувать пузыри. Это изобретение позволило сделать продукт популярным не только среди взрослых, заинтересованных в приятном запахе изо рта, но и среди детей, которые открыли для себя новый способ развлечения. Димер смог усовершенствовать изобретение самоучки Фрэнка Флира (жвачка Флира, созданная в 1906 году, имела нестойкий вкус, была бесцветной и поэтому не пользовалась спросом) – он добавил в формулу красителей и добился высокой прочности пузырей. Это даже позволило периодически проводить соревнования среди любителей «буббльгума». Доселе непревзойденный результат, занесенный в «Книгу рекордов Гиннеса», был установлен в 1994 году 19-летней американкой — она выдула пузырь диаметром 30,48 см.
После Второй мировой войны мода на жевательную резинку охватила весь мир. «Заразу» разнесли американские военнослужащие, в рацион которых входила жвачка. Они познакомили с этим продуктом жителей Азии, Африки и Европы. Его стали производить в Японии, Германии, Великобритании и Франции. В 1970-е годы первая жевательная резинка была выпущена и в СССР. В 1980-е годы компании-производители воплотили в жизнь давнюю мечту зубных врачей – они стали использовать для подслащивания жвачки заменители сахара, которые не оказывают разрушительного действия на зубы. Забавно, что в начале «жевательной эры» многие дантисты предупреждали, что жвачку употреблять не следует, так как она может намертво склеить челюсти.
Сейчас производители жевательной резинки настаивают на чуть ли не лечебных свойствах своего продукта, подчеркивая, что жвачка – это и возможность очистить зубы и полость рта от остатков пищи после еды, и свежесть дыхания, и альтернатива курению. Жевательную резинку используют пассажиры самолетов во избежание проблем с закладыванием ушей. К тому же она позволяет сконцентрировать внимание. И все-таки специалисты предупреждают: при слишком частом употреблении жвачка может негативно повлиять на зубную эмаль. Кроме того, ее неумеренное использование способствует развитию гастрита, поскольку при жевании у человека выделяется желудочный сок, который раздражает поверхность желудка.
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/426148.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua