Arcelor на пути в Украину?

26 дек, 12:48

На прошлой неделе состоялись переговоры транснациональной сталелитейной компании Arcelor и Украинской ассоциации металлоторговцев. Компания поделилась с отечественными металлоторговцами своими планами экспансии на украинский рынок. Пока эксперты оценивают данную перспективу скептически.
 
Интерес компании Arcelor к восточноевропейскому и, в частности, к украинскому рынку активно начал проявляться с конца лета нынешнего года. Тогда некоторые чиновники, народные депутаты и эксперты не исключали, что экспансия на Украину второго по величине металлургического гиганта в мире может начаться уже осенью. Однако пока компания ограничивается озвучиванием планов, которые, впрочем, с течением времени выглядят все более серьезно.
 
На сегодня доля Arcelor на западноевропейском рынке плоского проката составляет примерно 35%, тогда как ее присутствие на рынке стран Восточной Европы ограничивается пока 5%. Однако, судя по всему, компания не намерена на этом останавливаться. Так, на состоявшихся на днях переговорах управляющий директор Arcelor по поставкам плоского проката в страны Восточной Европы Жан-Поль Шулер заявил, что компания планирует занять на рынке Восточной Европы долю «хотя бы» 20-25%. Эксперты подсчитали, что в абсолютных цифрах кривая расширения присутствия Arcelor в Восточной Европе будет выглядеть следующим образом: если в 2002 году ее поставки в этот регион не превышали 0,5 млн тонн, то по итогам 2005 года ожидается, что отгрузки составят уже чуть более 1 млн. А к 2008 году Arcelor планирует сбывать в этих государствах не менее 2 млн тонн плоского проката в год.
 
Несколько ранее исполнительный директор компании Ги Долле сообщал, что планы компании по продвижению своей продукции на Восток напрямую связаны с ее намерениями увеличить долю собственных металлургических мощностей с нынешних 25% до 50% за счет расширения производственной базы в Китае, Бразилии, России и Украине. При этом, как констатируют эксперты, разработка этих перспектив крайне важна для компании в первую очередь потому, что ее азиатские конкуренты уже сейчас представляют собой существенную угрозу на рынках Центральной и Западной Европы.
 
В связи с этим вполне оправданным стремлением полноценно утвердиться в восточноевропейском регионе компания в середине ноября приняла решение инвестировать 3-5 млрд евро, в частности в создание сети металлосервисных центров в Украине, о чем тогда заявлял финансовый директор Arcelor Мишель Вюрт. И на декабрьских переговорах с украинскими металлоторговцами представители компании подтвердили это намерение, сообщив, что Arcelor откроет свое представительство в Киеве уже в январе будущего года. Если эти планы будут осуществлены, Arcelor станет первой зарубежной компанией, которая официально займет свою долю на внутреннем рынке Украины. Хотя для этого ей придется потеснить около 200 реализаторов металлопродукции, крупнейшие из которых принадлежат Украинской горно-металлургической корпорации или являются аффилированными структурами таких влиятельных финансово-промышленных групп, как ЗАО «Систем Капитал Менеджмент» (СКМ) (компания «Леман-Украина») и корпорация «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД).
 
Следует отметить, что украинские металлотрейдеры отнеслись к предложению Arcelor с интересом. Дело в том, что, покупая продукцию украинских метпредприятий на условиях предоплаты, они вполне были вправе надеяться, что Arcelor предложит им нечто более выгодное. И действительно, Arcelor, в практике торговли которого с западноевропейскими странами часто используются отсрочки платежа на 60-90 дней и даже, в отдельных случаях, до 120-150 дней, был бы для отечественных трейдеров более подходящим вариантом. Однако, естественно, время платежа — отнюдь не главное условие успеха.
 
Как подчеркнул в ходе встречи директор ООО «СавВАТС» Валерий Савченко, основным препятствием вхождения компании на украинский рынок является тот факт, что отечественный металлопотребитель ориентируется прежде всего на цену продукции. Именно поэтому во время встречи трейдеров также интересовал и вопрос о возможных скидках. Впрочем определенного ответа им получить так и не удалось. Как бы то ни было, отечественные эксперты оценивают данные планы компании Arcelor довольно скептически. Так, по мнению директора Союза доменщиков Украины Владимира Терещенко, до сих пор ни одна западная компания не выходила на внутренний рынок металлопродукции вследствие его невысокой емкости (2,2 млрд долларов). При этом аналитики рынка отмечают, что спрос на металл на внутреннем рынке постоянно падает, и в течение 2004 года его емкость снизилась на 1,5%. Более того, по информации заместителя председателя комитета по промышленной политике Верховной Рады Владимира Демехина отечественный рынок черных металлов и без того наполнен продукцией, поставляемой по демпинговым ценам с уходом от налогообложения. Трейдеры также считают, что в Украине вряд ли будет пользоваться спросом дорогая импортная металлопродукция.
 
Тем не менее, по мнению специалистов в более долгосрочной перспективе сотрудничество Arcelor с отечественными металлоторговцами вполне возможно и даже взаимовыгодно. Так, по мнению президента Украинской ассоциации металлоторговцев Андрея Федосеева, после вступления Украины в ВТО отечественные трейдеры будут более заинтересованы в работе с импортным прокатом. «Когда барьеры снимут, а рынки выровняются,— объясняет г-н Федосеев,— украинские компании будут представлять собой выгодную перерабатывающую базу для европейских металлопотребляющих отраслей». Действительно, стоимость услуг по обработке металлопроката в Украине значительно ниже, чем в Западной Европе, а значит — отечественные торговцы, позиционирующие себя как металлосервисные центры, вполне могли бы их оказывать иностранным покупателям иностранного же металла. Однако эксперт не исключает, что за этим могут последовать соответствующие санкции, инициированные иностранными конкурентами Украины в этой области.
 
Елена Герасимова,
корреспондент
 
ELCOMART News
(www.e-news.com.ua))
 

Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/41843.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua