Украине грозит потеря морского транзита

23 дек, 09:49

Именно так, над страной нависла угроза, в основе которой лежит неутешительная ситуация, сложившаяся в системе национальных водно-транспортных коммуникаций. О просчетах и основных ошибках менеджмента в морской отрасли и вероятных путях выхода из образовавшегося кризиса в ходе своей пресс-конференции рассказал Виктор Бездольный, Президент Ассоциации лоцманов Украины.
 
“Украина находится в центре Европы на пересечении основных морских путей евро-азиатского пространства. А это создает объективные условия для использования ее выгодного географического положения и увеличения объемов перевозок транзитных грузов. Если верить результатам исследований английского института Рендел, по коэфициенту транзитности Украина занимает одно из первых мест в Европе”, — говорит главный лоцман.
 
Если прислушаться к его авторитетному мнению, то одним из основных заданий отрасли сегодня является реформа системы государственного управления для перестройки существующей громоздкой и неэффективной системы в соответствии с современными экономическими и социальными потребностями общества. Приоритетом в ходе реформирования является необходимость избавления от дублирования и разделения функций в сфере государственной политики и усовершенствование распорядочно-исполнительных функций, что обещало бы резко повысить качество услуг в транспортной сфере. А еще необходимо усовершенствовать существующие государственные концепции и программы, разделив на долгосрочные (не менее 10 лет), краткосрочные (3—5 лет) и целевые программы развития системы транспорта Украины и его отдельных отраслей.
 
Говоря же о морской отрасли в целом, Виктор Бездольный констатирофал факт, что она является одной из самых крупных отраслей в системе управления Минтранса, если судить по количеству государственных предприятий (их здесь около 70). Исходя из своих функциональных обязанностей, предприятия распределяются на основные группы: перевозки (морской и речной флот), перегрузки (морской и речной порты), обеспечение (гидрографическое, лоцманское и др.), инспекции всех уровней и прочие группы (агентские, экспедиторские и т.п.). Общий же доход морской отрасли составляет 40% по отношению ко всем остальным отраслям.
 
Доход государственных морских портов составляет почти 77% прибыли всей отрасли. Но порты уже сегодня являются одним из самых слабых секторов национальных транспортных инфраструктур. Основные фонды украинских портов построены или капитально реконструированы в 60-х и в начале 70-х годов. При этом гидротехнические сооружения (причальные станки), складские площадки и перегрузочная техника уже давно морально и физически устарели. Для восстановления и создания новых основных фондов портов необходимы десятки миллионов гривен.
 
Решение этих вопросов возможно, но не сразу. Для этого нужно привлечение инвестиционных ресурсов и долгосрочное кредитование сроком в 15—20 лет. Но необходимы надежные гарантии возврата инвестиций. Государственные предприятия, выполняющие функции обеспечения и предоставляющие специальные услуги (гидрографическое, лоцманское проведение, регулировка движения судов и т.п.), не подлежат приватизации. Развитие этих предприятий должно происходить в соответствии с утвержденными правительством и Минтранссвязи программами для выполнения государством международных обязательств относительно создания должного состояния безопасности судоплавства в своих водах. Значительная часть этих предприятий удерживается за счет сборов за услуги, размер которых устанавливается Кабинетом Министров Украины.
 
Органом государственного управления в морской отрасли выступает Государственный департамент морского и речного транспорта (Укрморречфлот). К сожалению, сегодня налицо отсутствие у этой структуры делегированных административно-распорядительных рычагов управления (заключения контрактов с руководителями, утверждение статусов предприятий, управление собственностью и пр.), что понижает степень управляемости государственных предприятий отрасли.
 
В связи с этим, с целью избавления от дублирования, повышения управляемости отрасли и ответственности в ней, Президент Ассоциации лоцманов Украины Виктор Бездольный предложил целый ряд пропозиций по реформированию морской отрасли, проводя его в несколько этапов.
 
На первом этапе необходимо распределить дублирующиеся административно-управленческие функции структурных подразделений Минтранссвязи и Укрморречфлота и дать название государственному отраслевому органу — Государственная морская служба Украины (“Укрморречфлот”). Далее возложить на одного из заместителей Министра транспорта функции директора Укрморречфлота для повышения ответственности в управлении отраслью. Следующим шагом передать Укрморречфлоту полномочия и ответственность касательно принятия в установленном порядке решений о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, подписании и расторжении контрактов. Для этого Департамент должен держать в подчинении все морские и речные предприятия и организации государственной формы собственности.
 
Для удобства управления создать в системе управления Укрморречфлота отраслевой аналитический центр, занимающийся сбором информации, анализом деятельности и разработкой пропозиций о дальнейшем развитии отрасли, интеграции в общую национальную и межднародную транспортную системы. Реформировать органы надзора, введя в подчинение Укрморречфлота Госфлотинспекцию, начальник которой должен занимать пост заместителя директора Укрморречфлота по вопросам безопасности судоплавания. Кроме всего, необходимо будет проводить работы по созданию выгодных условий для инвесторов, а для этого нужна профессиональная подготовка проекта Закона Украины “Об особенностях приватизации предприятий, организаций и водного транспорта” и ряда соответствующих правовых актов.
 
Второй этап связан в основном с привлечением инвестиций в портовую инфраструктуру путем проведения прозрачной приватизации береговых подразделений. Создать на базе государственной компании пять региональных морских госадминистраций (Одесскую, Крымскую, Николаевскую, Херсонскую, Азовскую) и речную администрацию. На каждом этапе приватизации инвестор должен подтвердить выполнение инвестиционных обязательств и получает право участия в дальнейшей приватизации. Государство же оставляет за собой действительно стратегические объекты — акватории, подходные и транзитные каналы. Эти объекты приватизации не подлежат.
 
Если к мнению Виктора Бездольного прислушаются и примут на рассмотрение его реформаторские пропозиции, страна получит возможность сохранить существующие объемы морского транзита, даже более того, повысить показатели, дав возможность морской отрасли эффективно работать на государство и развиваться. Во многом это зависит и от профессионализма и беспристрастия отбираемых на руководящие должности кадров. А пока — имеем то, что имеем. Остаётся лишь ждать и надеяться на лучшее.
 
Вячеслав Глембоцкий,
журналист
 
ELCOMART News
www.e-news.com.ua








Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/41653.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua