Сложно ли государству бороться с монополистами?

05 дек, 14:35

Глава Антимонопольного комитета Украины Алексей Костусев провел пресс-конференцию на тему «Тенденции к монополизации некоторых отраслей украинской экономики и механизмы борьбы с этим явлением». В ходе мероприятия у журналистов была возможность пообщаться с главой АМК о ситуации на рынках топливно-энергетического комплекса, мясоперерабатывающей промышленности, мобильной связи и денежных переводов.
 
Что же такое монополия и почему это явление наказуемо — ответ на этот вопрос знают в Антимонопольном комитете Украины. Более того, нарушителей усердно ищут, предупреждают, и если доходит до злостного злоупотребления — штрафуют. Но даже на то, чтобы найти их, нужно время. Существует антимонопольное законодательство, в нем-то и прописаны основные нормы ведения предпринимательской деятельности в стране. В сводах законов четко указано, что практически в любом бизнесе должна существовать добросовестная конкуренция.
 
На вопрос, в какой момент о предприятии можно говорить уже как о монополисте, глава Антимонопольного комитета Алексей Костусев ответил: «Монополизм — понятие не эмоциональное, а четкая юридическая категория. Если у предприятия сосредоточено более 35% рынка, то о нем можно говорить как о монополисте. А это уже чревато солидными штрафами — до 10% от отчетной выручки за отчетный год. Завышение цен и сговор тоже могут послужить поводом, тогда и штраф может быть выше».
 
Но на деле привлечь предприятие или группу к ответственности за создание монопольного положения не так-то просто. Найдя предпосылки к возбуждению дела, надо доказать факт существования монополии и злоупотребления ею. Нередко с целью сокрытия реального уровня доходов предприятия предоставляют ложные сведения — недостоверную или неполную информацию о своем бизнесе. Хотя порой доказать факты предоставления неправдивых сведений довольно проблематично, Антимонопольный комитет делает все возможное и находит нарушителей, накладывая на них внушительные суммы штрафов — порой до нескольких сотен тысяч гривен.
 
«Предприятия могут быть очень маленькими, но они могут между собой договориться, искусственно создавая монопольное положение и принося тем самым вред. Вспомнить хотя бы ситуацию с повышением цен на фотоуслуги. И когда мы в свое время вмешались, приказав фотолабораториям снизить тарифы, последствия этого ощутимы и по сей день — у нас стоимость фотоуслуг порой даже ниже, чем в соседней России»,— рассказывает Алексей Костусев.
Говоря о крупных компаниях, глава АМК вспомнил ситуацию с созданием государственной авиастроительной корпорации «Национальное объединение „Антонов“». Рассмотрев совместное заявление, которое подписали Государственное предприятие «Авиационный научно-технический комплекс имени Антонова» (АНТК им. Антонова, Киев), Киевский государственный авиационный завод «Авиант», Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) и Киевский авиаремонтный завод, АМКУ пришел к выводу, что создание этой корпорации приведет к существенному ограничению конкуренции, а именно — к монополизации рынка ремонта и технического обслуживания самолетов отдельных типов.
 
Случай очень интересен, поскольку инициатор объединения — государство. И если оно обратится в Кабинет Министров и обоснует необходимость создания концерна, то правительство может признать целесообразность этого объединения — но лишь в том случае, если окажется, что создание НО «Антонов» находится в плоскости национальных интересов, и существование монополии здесь абсолютно оправдано.
 
«Работать комитету довольно не просто. Ощущается постоянное давление со стороны Президента, Генеральной прокуратуры, проверяемых предприятий, контрольно-ревизионных органов. Условия работы тяжелы, но продуктивность довольно высока. Приходится вступать в схватку с крупнейшими компаниями, в том числе и с международными. Вспомнить ситуацию с «WesternUnion». 7 миллионов украинцев выехало из страны зарабатывать деньги за границей. Пожалуй, единственный и быстрый, и надежный способ отправить часть заработанного на родину —использовать систему моментальных денежных переводов. Чтобы перевести 100 долларов из России надо было отдать еще 16. Но после сложных переговоров с их руководством, тарифы снизились почти в 3 раза. По самым скромным подсчетам это позволит оставлять в кошельках наших сограждан более $100 млн. ежегодно»,— пояснил глава АМК Алексей Костусев.
 
Вячеслав Глембоцкий,
корреспондент
 
ELCOMART News
(www.e-news.com.ua)
 

Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/39845.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua