Испания на перекрёстке истории

21 мар, 08:48

Более 40 лет на политической сцене Испании господствовали две партии, Народная партия и Социалистическая рабочая партия, последовательно сменявшие друг друга у власти. Результаты последних выборов 20 декабря 2015 г. показали значительное ослабление этих традиционных политических сил и появление новых антирежимных партий. Так, Народная партия Мариано Рахоя получила наименьшее с 1993 г. количество голосов (28,72%) и 123 из 350 места в парламенте по сравнению с 44,6% голосов и 186 местами в парламенте в 2011 г., а Социалистическая рабочая партия Педро Сантеса зафиксировала наихудшие в своей истории результаты выборов (22% голосов избирателей и 90 мест в парламенте по сравнению с 28,73% голосов и 110 местами в парламенте на предыдущих выборах в 2011 г.).
Выдвижение левой партии «Подемос» Пабло Иглесиаса – продукт так называемого движения «Возмущённых» и правоцентристской партии «Граждане» Альберта Ривера (которую поддерживают часть СМИ), занявших соответственно 3 и 4 места с большим количеством голосом (20,6%) и 69 местами в парламенте и 14% голосов избирателей и 40 местами, свидетельствует об окончании сорокалетней двухпартийной системы и отмечает собой новый период в истории Испании.
Этот результат в большой степени, конечно, вызван экономическим кризисом, переживающим Европой. Антинародная политика жестких мер, последовательно проводимая правительством Мариано Рахой в предыдущие четыре года, а также коррупционный скандал, связанный с его партией, изменили политическую карту Испании и привели к созданию новой четырёхпартийной политической системы.
Новая действительность в парламенте, когда ни одна партия не имеет абсолютного большинства, неизменно ведёт к формированию коалиционного правительства, что, как кажется, предпочитает большинство испанцев, или к новым выборам. После четырёх лет правления уверенного большинства, Испания столкнулась с перспективой своего рода политической нестабильности, что наблюдается и в других европейских странах, учитывая тот факт, что хрупкие правительственные союзы и традиционные партии, главенствующие на политической сцене десятилетиями, заметно почувствовали на себе гнетущие последствия экономической нестабильности, а также нарастающий поток эмигрантов.
Новое испанское правительство в какой-то момент, вследствие новых выборов или без них, столкнётся с очень серьёзными проблемами и вызовами. Несмотря на то, что европейская экономика вышла из рецессии и вступила на путь подъёма, потребуются многие годы движения только вперёд, чтобы завоевать утраченное. В противном случае, если испанская экономика вновь вернётся к старой модели, этот временный подъём будет похож на «прерванный шаг аиста».
Страна имеет второй после Греции высокий показатель уровня безработицы (21,18%) в еврозоне, а количество безработных испанцев превышает пять миллионов. Уровень бедности растёт с каждым днём и угрожает разъединению общественной структуры страны. «Бедность – это наихудший вид насилия», как когда-то сказал Махатма Ганди. Применяемая неолиберальная политика ведёт к тому, что разрыв между богатыми и бедными гражданами растёт постоянно. Согласно последним известным данным Национального института статистических исследований Испании, 22,2% домашних хозяйств в 2013 г. жили за чертой бедности, это значит, что их доход был меньше 60% национального средневзвешенного имеющегося дохода. Многие граждане живут сегодня в домах без отопления, электрической энергии, бессчетное число семей боятся быть выселенными и при этом у них нет другого жилья (по данным Национального института статистических исследований Испании в 2014 г. 34.680 жилых домов, ρ. 95 домов в abc, были конфискованы банками в целях продажи), многие пенсионеры не могут купить себе лекарства, а также каждый третий ребёнок, или 2,6 миллионов детей сталкиваются сегодня с проблемой бедности и социальной изоляции, согласно последним данным Европейской комиссии. Высокий уровень долгосрочных безработных и существенные сокращения расходов на здравоохранение и образование привели большинство семей и детей к бедности, а не к развитию экономики.
Государственный долг имеет тенденции постоянно роста и по последним официальным данным составляет 98,8% от ВВП, приближаясь к наивысшей отметке 100% от ВВП, достигнув или превысив его в 1900 и 1909 г. «Теневая экономика» составляет 25% от ВВП, что соответствует 235 незадекларированным миллиардам евро, лишая тем самым испанское государство важных финансовых средств.
Одновременно новое испанское правительство должно будет решать каталонский вопрос. Приход к власти в Каталонии сторонника сепаратистов Карлеса Пучдемона, которому поручили процесс отделения, является опасным сигналом. «Нужно начать процесс создания независимого государства в Каталонии, так, чтобы решения каталонского парламента были главенствующими», – заявил он в воскресенье 10 января 2016 г. под бурные овации парламентариев за несколько часов до того, как каталонский парламент выберет его главой местного правительства и наследником Артура Маса.
Непосредственные последствия одностороннего провозглашения независимости Каталонии, являющейся богатейшей областью Испании, национальный продукт которой составляет 200 миллиардов евро, несомненно станут исключительно болезненными. Согласно данным Организации европейского экономического сотрудничества при выходе Каталонии из состава страны, Испания потеряет 16 % своего населения, 25 % экспорта и 19% ВВП.
Более 586.000 предприятий имеют головной офис в Каталонии, из них 2.150 – крупных, на каждом из которых занято более 200 человек, это такие предприятия, как «Gas Natura» и колосс индустрии одежды «Mango». Там же расположен один из заводов концерна «Volkswagen», выпускающих автомобили марки «Seat».
К тому же Барселона является с большим отрывом первым туристическим маршрутом всей страны и одним из популярнейших во всем мире, с чистым доходом от прибытия и размещения туристов, достигающим огромных размеров. Одновременно, как торговом, так и в промышленном секторе, Барселона является, по всей вероятности, основным столпом испанской экономики.
Здесь стоит подчеркнуть, что движение за независимость Каталонии родилось и выросло из политики жёстких мер, навязанной Испании Брюсселем и Берлином, а также всем странам еврозоны. Это и является главной причиной, по которой каталонцы хотят стать автономными. Они хотят иметь свои законы, а налоги не перечислять в Мадрид на оплату программы мер экономии. Причины разрыва в первую очередь экономические, но и культурных.
В заключение следует отметить, что политика крайних мер экономии во многом навредила как Испании, так и другим странам еврозоны. Следовательно, новому испанскому правительству, которое оказалось на перекрёстке истории, необходимо сформировать чёткую прогрессивную политику, основанную на изменении конституции, проведении конкретных популистских реформ, сдерживании неконтролируемой приватизации, где отсутствует прозрачность и гласность, защите жилых домов граждан с низким доходом. Необходима результативная борьба с неуплатой налогов и экономическими преступлениями, а также подходящая реструктуризация производственной модели и значительное ослабление крупных структурных дисбалансов, таких как безработица, дефицит бюджета и государственный долг.

Резюме
Исидорос Кардеринис родился в Афинах в 1967 г. Писатель – романист, поэт, экономист, закончил магистратуру по специальности туристическая экономика. Его статьи публикуются в журналах, газетах, на сайтах в Интернете во всём мире. Его стихи переведены на французский и испанский языки и напечатаны в литературных журналах. Выпущено семь поэтических сборников и два романа. Пять из этих книг были опубликованы в США и Великобритании. 


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/388825.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua