Мозг: живая машина времени

16 мар, 11:24

Человеком, наверное, больше всех других размышлявшим о природе и капризах времени, был писатель Герберт Уэллс. В своих романах он ставил вопрос: «Что такое время?» И сам отвечал: на этот вопрос наука дает весьма расплывчатый ответ. Физики говорят, что время — это универсальная и объективная форма существования материи, неотделимая от нее. Философы добавляют, что время — это форма последовательной смены явлений и состояний материи. Между тем опыт показывает, что у людей возможно проявление и субъективного «биологического» времени, ход которого может отличаться от универсального физического. Это индивидуальное время порой преподносит необъяснимые, на первый взгляд, сюрпризы.

У каждого свой час

Недавно было установлено, что скорость течения времени зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья наблюдателя и даже температуры воздуха в помещении. В ходе своих исследований психолог П. Менген из Вирджинского университета (США) поставил весьма наглядный опыт. Он разбил испытуемых на три возрастные группы и попросил каждого из них нажимать кнопку каждый раз, когда, по его мнению, пройдет 3 минуты. Оказалось, что точнее всего определяют временные интервалы люди, которым около 20 лет. Лица среднего возраста оценили тот же интервал в 3 минуты 16 секунд, а пожилые — в 3 минуты 40 секунд! Тогда Менген усложнил эксперимент, попросив испытуемых заняться делом — сортировать письма — и тогда погрешность в оценках еще больше увеличилась. Молодёжь стала ошибаться в среднем на 46 секунд, а пожилые — аж на 1 минуту 48 секунд. Из чего учёный сделал вывод: «Чем старше человек, тем больше он переоценивает прошедшее время. Оттого ему и кажется, что с годами оно все ускоряет свой бег».

Продолжая исследования, психолог пришёл к выводу, что также нужно учитывать следующие факторы: усталость, нервозность, увлеченность чем-то. Все они могут заметно исказить восприятие течения времени. Кроме того, это ещё и температура, как окружающей среды, так и человеческого тела. Если человек заболел, и температура у него повысилась, время для него начинает тянуться невыносимо долго. Менген даже установил опытным путём, насколько дольше. Оказалось, если температура у человека повышена на 2—3 градуса, то минутный интервал он отмечает с ошибкой в 35 секунд. С помощью снижения температуры можно добиться обратного эффекта. Если заставить человека постоять на морозце и охладиться на те же 2—3 градуса, то уже через 30 секунд ему покажется, что прошла целая минута.

Мозг — это живая машина времени

Итак, что же происходит, когда человеку кажется, будто время тянется очень медленно или вообще остановилось? Проанализировав рассказы людей о своих ощущениях и произведя соответствующие расчеты, исследователи пришли к выводу, что ход индивидуального времени может ускоряться в 120—130 раз. В результате вокруг все происходит во столько же раз медленнее по сравнению с действиями человека. Вот ему и кажется, будто время остановилось.

В качестве примера можно привести рассказы фронтовиков, как они остались живы только потому, что видели летящие в них пули и снаряды и успевали укрыться. На первый взгляд это невозможно, поскольку человеческий глаз не способен воспринимать объекты, движущиеся с такой скоростью. Но и не верить рассказчикам нельзя. Ведь нередко были свидетели того, что солдат вдруг нырял на дно окопа, а в следующую секунду пуля или осколок вспахивали бруствер как раз в том месте, где только что была его голова.

«Весьма характерный случай «остановки времени» произошел с летчиком-штурмовиком Сергеем Ивановичем Колыбиным в июле 1941 года, — пишет московский эзотерик С. Дёмкин. — Перед вылетом на боевое задание он не мог и предположить, что благодаря такой временной аномалии станет первым и, видимо, единственным пилотом, уцелевшим после тарана наземной цели.

На одноместном Ил-2 Колыбину предстояло разбомбить мост на шоссейной дороге, который прикрывали две зенитных батареи. Умело маневрируя, он прорвался к переправе. Но в последний момент при заходе на цель близкий разрыв зенитного снаряда подбросил Ил. Выровнять машину летчик не успел, и бомбы легли мимо цели.

Самолет был подбит. Немецкие солдаты уже бежали по широкому пойменному лугу к тому месту, где, как они предполагали, ему придется сесть. Но Колыбин круто развернул свой штурмовик и направил его на переправу. То, что произошло в последние мгновения до того, как Ил-2 врезался в мост, он запомнил на всю жизнь и впоследствии не раз рассказывал об этом.

Когда Колыбин отжал ручку штурвала от себя, чтобы машина по крутой глиссаде врезалась в средний пролет моста, время для него замерло. Он откинул колпак кабины и расстегнул привязные ремни, хотя и сам не знал, зачем это делает, поскольку шансов остаться в живых не было. В следующее мгновение штурмовик задел концом крыла за мостовую конструкцию, и Колыбина выбросило из кабины. Подброшенный высоко в воздух, он отчетливо видел, как некоторые немецкие танкисты выпрыгивали из люков бронированных черепах. А находившиеся в это время на мосту пехотинцы, наоборот, лезли под них или прыгали в реку. Причем все они двигались необычайно медленно, как неживые».

Можно привести массу других примеров:

* Например, в городах прохожие нередко успевают заметить падающие сосульки и отскочить в сторону. То же самое происходит на стройках, когда сверху падает кирпич. Причем все, кто чуть не стал жертвой, потом говорят, будто предмет не летел на них, а медленно снижался, так что они спокойно отходили в сторону, не испытывая страха.

* Космонавт Владимир Аксенов — бортинженер космического корабля «Союз-22» и космического корабля «Союз Т-2» в своих воспоминаниях рассказывает такую историю. Как-то он ехал на «Москвиче» к себе на дачу. На переезде через железную дорогу у него вдруг заглох мотор. В этот момент из-за поворота метрах в 50 показалась мчавшаяся электричка. Через секунду-другую она должна была врезаться в «Москвич». Даже если бы водитель попробовал открыть дверцу и выбраться из машины, он все равно бы не успел. Но Аксенов даже не пытался. Вместо этого он выдернул из гнезда, а затем опять вставил ключ зажигания и плавно надавил на стартер. Мотор сразу же завелся, и машина съехала с рельсов в нескольких метрах от промчавшегося мимо электропоезда. Причем, как показалось Аксенову, вагоны проплывали перед ним, как в замедленном кино. Он даже разглядел белое, как мел, лицо машиниста, который даже не успел начать торможение, потому что машина на переезде находилась слишком близко.

* Один из читателей прислал письмо, где он рассказал о невероятном случае, приключившемся с ним на Домбае. В связке с приятелем он собирался пересечь довольно крутой снежный склон. Рассказчик двинулся первым, друг остался страховать его у края снежника. Когда он был почти на полпути, то увидел, как по снегу выше и по бокам зазмеились трещины. Затем вниз неторопливо устремились огромные пласты снега со льдом, хотя на самом деле все это происходит в доли секунды. Автор письма почувствовал, как его неудержимо тянет вниз. И тогда, действуя так, словно спешить ему было некуда, он стал высматривать смерзшийся кусок снега побольше, проплывавший мимо, броском перебирался на него и выбирал следующий. Когда таким образом он выбрался на морену из стремительно мчавшейся лавины, то приятель, страховавший его, не поверил своим глазам…

И так далее. Рассказы можно продолжать до бесконечности, но интересно знать, какие тайны скрывают они за своим фасадом?

Всё сказанное подводит нас к фантастически интересному выводу: человек стоит на пороге решения загадки управления временем. А может быть, он уже умеет делать это?.. Если вы зададите этот вопрос традиционному учёному, он ответит — нет, не может. А если обратитесь к парапсихологу, гипнологу, услышите утвердительный ответ. Знакомый автора этих строк гипнолог Пётр Петрович Мошков рассказывал, как ему приходилось работать с участниками чеченских войн. Обостренное восприятие реальности, столь необходимое в боевых условиях, на гражданке просто мешало нормально жить. «Не все, — говорил Пётр Петрович, — способны перестроиться и потому продолжаю жить в режиме фронтового времени. Но если там это спасало людей, то тут доводило до нервных срывов, вызывало отчуждение окружающих, считавших бывших солдат и офицеров повредившимися в уме». Тогда Мошков разработал парапсихологический тренинг, который назвал «лентой времени». Освоив его, ветераны могли регулировать темп времени — замедлять и ускорять его.

Что касается методов, на основе которых гипнолог создал этот тренинг, то о нём он сказал, что это методы шаманов и североамериканских индейцев. Это пока всё, что я знаю

Инф. ukrday.com


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/388205.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua